Воскресная школа

Примеры святости

Урок Закона Божьего в воскресной школе. Преподаватель Е.М. Бочарова.

«Почитание святого состоит в подражании ему».
Святитель Иоанн Златоуст

Учебный процесс в нашей воскресной школе в самом разгаре. Отрадно, что ребята приходят на занятия с радостью и энтузиазмом, в надежде получить новые знания, пообщаться со сверстниками, найти ответы на интересующие их вопросы.

В этом году у нас очень насыщенная программа. Впервые в рамках Закона Божия для учащихся проводятся занятия по православной этике. Ребята средней группы познают основы правильного поведения в различных ситуациях на примере жизни святых. Мы изучаем жития угодников Божиих по ликам святости. Уже было рассказано об апостольской проповеди. Мы поговорили о первоверховных апостолах Петре и Павле, вере апостола Фомы, о любимом ученике Господа Иисуса Христа — апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, начали изучать святых, подвиг которых Церковь приравнивает к апостольскому служению: равноапостольные Мария Магдалина, Фекла, царь Константин и царица Елена, Кирилл и Мефодий, великий князь Владимир и княгиня Ольга, Николай Японский. Далее нас ожидают беседы о мучениках, преподобных, святителях, праведных и блаженных людях, чья жизнь стала для православных христиан примером благочестия и христианского подвига.

Очень приятно видеть на занятиях большое количество ребят. В средней группе на каждом уроке бывает 25-27 школьников в возрасте от 8 до 11 лет. Все они очень разные. Есть более активные, есть скромные и стеснительные ребятки. Но для всех любимая часть урока — просмотр короткометражных фильмов на заданную тему. После кинопоказа у ребят появляются свои ассоциации, мысли и предложения по обсуждаемому предмету.

В процессе занятий ученикам приходится чаще отвечать на вопросы, но ребята и сами спрашивают о волнующих их вещах, с любопытством обсуждая полученные ответы преподавателя. Такой неподдельный интерес показывает, что темы веры и святости им небезразличны. Бывают случаи, когда кто-то из ребят спрашивает о предмете, непосредственно не относящемся к нашему уроку, но имеющем важное значение для каждого христианина: «почему мы почитаем крест?», «на каком языке молятся в храме во время богослужения?». Порой задаются вопросы неожиданные. Так, после посещения литургии один из учащихся спросил: «Кто из ангелов и для чего изображается с прозрачным шаром в руках?». Аркадий увидел на диаконских вратах архангелов Михаила и Гавриила и у него родился такой вопрос.

Очень внимательно ребята слушают истории о чудесных событиях в жизни святых. Особенно сильное впечатление на них произвел рассказ о строительстве апостолом Фомой дворца для царя Гундафора. После праздника святой Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Дух Святой, апостолу Фоме выпал жребий направляться с проповедью в далекую Индию. Апостол Фома отказывался, но Господь Сам сказал ему последовать за богатым купцом и представиться архитектором. Когда они прибыли к правителю Индии и царь Гундафор узнал, что среди прибывших есть архитектор, то приказал апостолу Фоме построить роскошный царский дворец и дал, не скупясь, много золота на строительство. Апостол Фома сразу все золото раздал нищим от имени царя,  а сам стал проповедовать Евангелие. Спустя два года Гундафор узнал, что его дворец не построен, а деньги получили бедняки. В ярости он приказал бросить апостола Фому в темницу и содрать с него кожу. Но апостол не отчаивался и молился. В это время у царя умер брат, а потом неожиданно ожил. Гундафор в радости поспешил к своему воскресшему брату и сказал, что готов подарить ему все, что угодно. На это брат ответил, что сам готов все отдать брату, только бы получить дворец, который построил Фома. Гундафор был в недоумении, и тогда брат рассказал ему историю. Когда он умер, ангелы взяли его на небо и стали показывать рай. Там он увидел чудесный дворец и попросил разрешения поселиться в нем. Но ангелы сказали, что этот дворец Фома построил для его брата — царя Гундафора. Услышав эти слова, царь раскаялся в своем заблуждении и жестокости, попросил у апостола Фомы прощения и вместе со всей семьей принял Святое Крещение.

Эта история, с одной стороны, показывает, на что способна вера праведника, исполняющего волю Божию даже в неблагоприятных и опасных для жизни ситуациях, а с другой, — как велика милость, творимая от чистого сердца, в очах Божиих, что она способна возвести царские чертоги для милосердного человека в Царствии Небесном: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). Такие яркие и поучительные истории живо воспринимаются учащимися и надолго остаются в памяти.

Радует и то, что некоторые ребята сами дома с родителями читают Библию, жития святых и готовы поделиться своими знаниями с товарищами на наших занятиях. Например, Антон нам донес повествование о смерти апостола Петра. Первоверховный апостол знал, что в столице его хотят умертвить и стремился покинуть Рим. Выходя из городских ворот, он увидел идущего ему навстречу Христа.

  • Куда идешь, Господи? — спросил Петр.
  • Второй раз быть распятым за тебя. — ответил Господь.

Тогда апостол Петр все понял и вернулся в Рим, где претерпел мученическую кончину за Христа — его распяли на кресте вниз головой.

Конечно, бывают в учебной программе моменты, сложные для усвоения. Так, ребятам никак не удается запомнить, кто из апостолов был любимым учеником Иисуса Христа. Каждый раз слышится в ответ:

  • Апостол Петр!
  • Нет, Павел!

А  вот что иконографическим символом святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова является орел, и что именно этот человек назван Церковью апостолом любви, дети запомнили хорошо. Главное, чтобы знания, полученные ребятами на наших уроках, откладывались не только в их светлых головках, но и в сердцах, чтобы примеры святых были ориентиром в обыденной жизни и помогали принимать верные решения в затруднительных ситуациях.

После напряженной умственной деятельности ребята с огромным удовольствием спешат к накрытым столам, чтобы за чашечкой чая с печеньем немного отдохнуть, обсудить услышанное с друзьями и с новыми силами отправиться в кабинет рисования, где их ждут терпеливые и ласковые преподаватели, разноцветные карандаши, яркие краски и увлекательные занятия изобразительным искусством.