События Статьи Фото

«Я родился не для лёгкой жизни»

«Во многих странах я путешествовал, но лучше нашей страны не нашёл. И лучше веры нашей православной я не увидел.»
Священник Фёдор Конюхов

В Московском музее современного искусства 9 декабря открылась выставка работ всемирно известного путешественника и мореплавателя священника Фёдора Конюхова.

Предваряя её открытие, отец Фёдор сказал: «Я хочу, чтобы зритель, который придёт на выставку, не только увидел тот мир, который я люб­лю, но и почувствовал красоту жизни каждого из нас на нашей планете Земля».

Как интересно сказано: увидеть на выставке «красоту жизни каждого из нас»! Не оговорился ли автор? Может быть, он имел в виду красоту его собственной жизни? Ведь его жизнь настолько насыщенна и богата, усыпана такими успехами, достижениями, умением, знанием и опытом, что всего этого хватило бы, без преувеличения можно сказать, на сотни и тысячи людей. Действительно впечатляет: как человек в состоянии выдерживать в одиночку такие напряжения и перегрузки во время путешествий, не только чисто физические, но и эмоциональные?

В день открытия выставки в залах небольшого двухэтажного здания (Гоголевский бульвар, 10), рассчитанных на 300 человек, собралось около двух тысяч. И народ всё прибывал. Было видно, что пришли не случайные прохожие. То, как встречали пришедшие гости прославленного автора, так и хочется сравнить с пчелиной маткой, облепленной тугим клубком рабочих пчёл. По всему было видно, пришли не равнодушные и не любопытные. Те, кто пришёл, хорошо знают отца Фёдора. Лица светились счастьем, люди плакали.

А чего плакать? Ведь вот он, живой, улыбается.

Так вот это-то и надо было видеть – как он улыбается. Он встречал дорогих своих близких, которых очень давно не видел, но о которых молился во время своего недавнего одиночного многомесячного кругосветного плавания. Он вглядывался в эти лица, улыбался. Каждый норовил протиснуться к нему поближе, услышать его неторопливое приветствие: «Проходита, дорогия моя!», ощутить крепкое рукопожатие. Корнями своими он помор, потому, наверно, в речи его и преобладает вот это характерное, такое славное окание. Кого-то он целовал, обменивался короткими фразами, других обнимал, благословлял.

Одновременно зорким взглядом профессио­нального мореплавателя он, казалось, видел всех, каждого, кто находился тут, но по многолюдности не сумел к нему подойти. Всем он посылал свою тёплую, благодарную улыбку.

Оказывается, он всех нас любит! Да, он долгое время был вдалеке и, скорее всего, даже не ожидал сегодняшнего торжества. Значит, не он, а мы ему эту встречу уготовили. Потому что тоже любим, ждали его и молились.

Об отце Фёдоре много уже сказано, написано. Не сомневаемся, будет снят фильм, и не один. И ещё будет много слов похвальных, воздающих ему почести. И всё – заслужено. Потому что отец Фёдор – это наша слава, слава России. Это наше общее достояние.

Но всё-таки не оставляло ощущение, что чего-то из всего, что нам уже известно об отце Фёдоре, написано, опубликовано, что даже увидели на выставке, нам недостаёт. Да, он такой-такой, великий, знаменитый. Все его знают. Знают даже те, кто лишь краем уха слышал о нём, и теперь с восхищением передаёт из уст в уста всё, что слышал о нём и знает.

Так чего же нам ещё недостаёт?

Вот он стоит, охваченный плотным кольцом людей, стройный, высокий, красивый, в рясе с иерейским крестом. Люди пришли сюда после работы. Гардероб уже не работает – номерков нет. Все бросают свои пальто внизу, как попало, в кучу, и спешат, спешат сюда, наверх. К нему.

Идут последние минуты перед открытием выставки. Последние приготовления.

«По неведомым мне причинам, – сказал как-то о себе отец Фёдор, я родился не для лёгкой жизни, а для наслаждения ею через преодоление трудностей».
Мы хорошо знаем о своих собственных трудностях. Как трудно зарабатываем себе на хлеб, стяжаем любовь ближних, добываем славу. Но мы об этом сейчас не говорим, это неуместно. Мы вообще сейчас про это будто забыли. Это – наша тайна. Мы пришли – на праздник.

А отец Фёдор всем нам не спеша, сдержанно, по-прежнему ласково улыбаясь, будто снова и снова посылает всё один и тот же сигнал: «Милыя, дорогия моя! Я бесконечно рад, что вы пришли. Благодарю, потому что знаю всё про вас, как и вам тоже трудно живётся. Вижу ваши дорогие лица, как вы устали. И всё же пришли. Это очень для меня дорого. Я люблю вас!» И это чувствуется! Но и теперь мы си­лимся увидеть что-то ещё более важное, сокровенное.

Да, отец Фёдор – не суперзвезда эстрады. Он здесь не для того, чтобы мы им любовались и говорили комплименты. Наоборот, он нас собрал сюда, чтобы всем своим творчеством, подвигами, своим сердцем и всею своею жизнью выразить нам свою любовь и признательность. Своё богоподобие.

Так вот, наконец, то, чего мы ждали и не могли сразу понять! Вот чего нам так не доставало: его жизненной стойкости.

Для этого-то и собрал нас сюда отец Фёдор. Научить нас мужеству, умению преодолевать трудности. Уж можем быть уверены, сам он в этом знает толк. Научить радоваться, а не пугаться жизни, и за всё благодарить Бога!

С благодарностью принимаем Ваш опыт мужественного бойца, воина Христова, дорогой отец Фёдор!

Выставка продлится до 25 января. Она ждёт каждого, кто пожелает ощутить щед­рость и необъятную широту души её автора.

Настоятель храма, протоиерей Борис Куликовский

Фото: Александр Опалев, Владимир Строковский