Паломничество Фото

Чудеса Дивеева

Серафимо-Дивеевский монас­тырь стал четвертым «земным уделом» Пресвятой Богородицы наряду с Иберией, святой горой Афон и Киево-Печерской лаврой. И, конечно, прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы не могли в своих паломничес­ких поездках обойти вниманием это святое место.

В поездку отправились поздно вечером и ранним утром ступили на Нижегородскую землю. Паломников привезли сначала к чудотворному источнику преподобного Серафима Саровского. По преданию источник открыл сам святой старец. Сейчас здесь установлена бревенчатая часовня с купальнями, которыми королевцы и воспользовались: несмотря на ранний час, многие не только набрали воды, но и искупались в святом источнике. Забегая вперед, скажем, что посетили наши паломники и остальные три дивеевских святых источника — самый древний, Казанской иконы Божией Матери, источник Целителя Пантелеимона и преподобной Александры, основательницы монастыря, заслуживающей отдельного рассказа.

Было время, когда у богатой помещицы Агафьи Мельгуновой был любимый муж и маленькая дочь. Но муж умер молодым, и Агафья в 1760 году уехала вмес­те с дочерью в Киевский монас­тырь, где приняла монашество под именем Александры. В Киеве ей во сне явилась Пресвятая Богородица и велела отправляться на север России, чтобы основать монашескую обитель. В селе Дивееве Нижегородской губернии Владычица вновь явилась ей и указала, что обитель будет здесь. В 1767 году на этом месте она на свои средства начала строительство каменного храма Казанской иконы Божией Матери, продлившееся десять лет. Вскоре после приезда в Дивеево скончалась десятилетняя дочь подвижницы, после чего мать Александра продала имение, а капитал пожертвовала на благотворительность. Вокруг праведницы стала складываться община, начали строить кельи. Общину опекал Саровский монастырь. Будучи при смерти, в 1789 году мать Александра поручила опеку над обителью тридцатилетнему иеродиакону Серафиму — будущему великому русскому святому Серафиму Саровскому, опекавшему обитель до смерти. В 1825 году отцу Серафиму, отошедшему было от дел Казанской обители, явилась Богоматерь, назвав поименно восемь сестер, с коими ему надлежало уйти на восток Дивеева, обнести это место канавой и валом и построить там кельи, ветряную мельницу, а затем церковь Рождества Её и Сына Её единородного. Устав для обители Матерь Божия дала батюшке Сама.

Зимой 1826 года состоялась закладка мельницы, в 1829 году вокруг нее сестры начали рыть канавку, о которой святой Серафим Саровский говорил, что это — «стопочки Божией Матери, здесь обошла обитель Царица Небесная, взяв её Себе в удел». По Канавке по праздникам проходит крестный ход, и, конечно, её с благоговением посетили королевские паломники. Но началось знакомство с Серафимо-Дивеевским монастырем с обзорной экскурсии по территории. Оставшееся время называлось «свободным», хотя было занято до предела: стольким святыням нужно было поклониться! Одна из главных — мощи Серафима Саровского.

Святой старец скончался в 1833 году при молитве перед иконой Божией Матери «Умиление» (ныне одной из самых почитаемых чудотворных святынь Дивеева). Мощи отца Серафима, причисленного к лику святых в 1903 году, кощунственно вскрыли и увезли из Сарова в 1921 году красноармейцы. Дальнейшая их судьба оставалась неизвестной, но спустя 70 лет их обнаружили в запасниках Музея истории религии и атеизма в здании Казанского собора Петербурга. Мощи были возвращены в Дивеево, где и почивают в Троицком соборе. Здесь же можно увидеть и личные вещи старца.

Для того, чтобы приложиться к раке всенароднопочитаемого святого, нужно было отстоять многочасовую очередь, однако наших паломников это не устрашило. Кроме того, королевцы посетили самую древнюю Казанскую церковь, построенную преподобной Александрой в 1767?1779 годах, поклонились мощам Блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии. Пелагия была из купеческой семьи, а Параскева и Мария были крестьянскими дочерьми, но их сроднила святая Дивеевская земля и тяжкий подвиг юродства.

Осмотрели паломники и храмы Рождества Христова и Рождества Богородицы, пристроенные к Казанскому храму. Они были построены на средства верного ученика батюшки Серафима, помещика Михаила Мантурова пожертвовавшего все свои средства обители и похороненного в Рождественской церкви. Кстати, его младшая сестра Елена Васильевна, по преданию отдавшая, по благословению святого Серафима, жизнь за брата, причислена к лику святых. К раке с мощами святой Елены можно приложиться в Дивеево, как и к мощам первоначальницы обители матушки — Александры, а также преподобной Марфы Дивеевской, отроковице, поступившей в обитель в 13?летнем возрасте и избранной, по видению святого Серафима, на особое служение.

Осмотрели королевцы также Преображенский собор, строительство которого завершилось в 1916 году (но освятить его удалось лишь в 1998-м). Из монас­тыря уезжали переполненные впечатлениями и в надежде на новые значимые встречи.

Светлана Попова