Паломничество Статьи

На берегах подмосковного Иордана

Испокон веку благочестивые христиане, в том числе и православные, стремились посетить Святой град Иерусалим, ставший свидетелем великой жизни и мученической смерти Господа Иисуса Христа.

Однако отнюдь не все из них из-за дальности и дороговизны такого путешествия могли осуществить свою мечту. И пусть благодаря современной технике наш мир стал «теснее», для многих соотечественников путешествие на Святую Землю остается несбыточной мечтой. Но с XVII века у россиян появилась альтернатива: не так далеко от Москвы возник Новый Иерусалим – монастырь, некоторые строения которого в точности повторяют исторические здания, которые можно посетить в Святом Городе. Туда-то и отправились в очередную паломничес­кую поездку прихожане нашего храма.

Прежде всего королёвцы посетили Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, задуманный основателем патриархом Никоном (1605 – 1681 гг.) как точная копия храма Гроба Господня в Иерусалиме. Патриархом же была избрана для благоукрашения храма изразцовая техника (красочная керамичес­кая облицовка собора до сих пор составляет заметную его достопримечательность). Именем своим город и монастырь обязаны царю Алексею Михайловичу, который, обозревая место расположения Воскресенской обители, назвал его «Новым Иерусалимом». Вслед за монас­тырем и реку Истру стали называть «Иорданом», и с тех пор она существует под двумя названиями.

Строительство каменного Воскресенского храма продолжалось с конца 1650?х годов и было завершено во времена совместного правления царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Большие восстановительные работы прошли здесь по повелению императрицы Елизаветы Петровны в 1749 – 1759 годах.

Несмотря на многочисленные перестройки, разрушения времен богоборчества и Великой Отечественной, Воскресенский Новоиерусалимский собор сохранил образ храма-града, как и было задумано пат­риархом Никоном. Королёвские паломники после службы приняли участие в крестном ходе вокруг церкви. Ознакомились со святынями храма – Камнем Миропомазания (копией иерусалимской святыни, на подобном камне ученики готовили Пречистое тело к погребению), темницей Господней, где находятия каменные Узы Христовы, Кувуклией Гроба Господня. Она расположена в центре высокой круглой ротонды, представляющей собой копию часовни животворящего Гроба Господня, существующей в Иерусалиме с XII века.

Кувуклия (в переводе – спальня, опочивальня) в Новом Иерусалиме, как и прототип, состоит из двух помещений – придела Ангела и пещеры Гроба Гос­подня. В центре придела Ангела лежит камень, как бы отваленный от Гроба. В пещеру Святого Гроба ведет узкий и низкий проход. Здесь находится погребальное ложе, на котором было положено тело Христа, и у которого паломники возносят молитвы.
Прихожане нашего храма посетили также Обходную галерею с приделами, устроенными в память о святых местах страстей Христовых, откуда можно выйти в подземную церковь святых равноапостольных Константина и Елены. Помещение церкви углублено в землю на шесть мет­ров. На этой глубине был обретен в Иерусалиме святой равноапостольной царицей Еленой Животворящий крест Господень. Фундамент для церкви был подготовлен еще при патриархе Никоне, тогда же в юго-восточной части забил источник, сущест­вующий и по сей день. В Иерусалиме это место соответствует цистернам, где был обретен Животворящий Крест. После возрождения монастыря источник был заново освящен в 1994 году. Осмотрели и «седалище» святой царицы Елены – копию места, откуда она наблюдала за раскопками в Иерусалиме во время поиска Креста Господня. В источнике, устроенном здесь, королёвским паломникам удалось набрать святой воды.

Поклонились прихожане нашего храма захоронению основателя монастыря патриарха Никона. Приложились ко хранящимся здесь мощам святой Татьяны (её деснице). У участников экскурсии осталось немного времени для прогулки по Гефсиманскому саду, некоторые успели окунуться в воды подмос­ковного Иордана. Домой возвращались усталые, но умиротворенные, будто и в самом деле прикоснулись душой к святыням Палестины.

Светлана Попова