Сергиевское братство трезвости

За трезвение души

Когда библейский Хам увидел наготу отца, охмеле­вшего от выпитого виноградного вина и уснувшего в своем шатре, он засмеялся. Позвал старших братьев,  но те не разделили его веселья. Стараясь не смотреть на отца, они накинули на него одежду и вышли. Все «трое были сыновья Ноя, и от них населилась вся земля» (Быт. 9,19).

Как по­разному проявили себя три брата, наши родоначальники, в простой житейской ситуации! Сим с Иафетом были трезвы и поступили как воспитанные совестливые дети. Они получили похвалу от отца и благословение Бога. Младший же, Хам, кстати, тоже вещественно трезвый, Священное Писание не говорит, что и он пил вино, однако поступил по­хамски и был проклят чрез своих потомков (Быт. 9, 25).

Почему же этот сын так пагубно повел себя по примеру своего старшего родственника, братоубийцы Каина, в момент убийства, как стеклышко, вещественно трезвого и вместе с тем также проклятого Богом.

В чем тут дело?

Господь говорит: «Светильник для тела есть око. Если око твое чисто, то и все тело твое будет светло» (Мф. 6,22).

Иными словами, если разум твой ясный, духовно трезвый, то есть не замутнен грехом (проступком, греховной страстью, удаляющими человека от Бога!), то и сердце твое будет чистым, и все поведение твое будет светлым, ясным.

В противном случае, как говорится, когда «кошки на душе скребут», томит нераскаянный грех – мы места себе не находим. Человек становится как сам не свой: суетится, бросается из крайности в крайность, раздражается по всякому пустяку, повышает голос, с яростью, осуждением наскакивает на ближних, размахивает кулаками, сквернословит. Или, наоборот, замыкается, уходит в себя, во тьму тайной греховной страсти, ведущей в пропасть.

Надо признать, что и то, и другое – достаточно мучительно. Больно. Тут не скажешь, что именно болит – рука ли, нога или где­то внутри. Душа болит. Верующему хорошо: он знает, что надо делать в таком состоянии. Спешит в храм, на покаяние. Покаялся, причастился – слава Богу! Отлегло!

А неверующему? Маловеру? Суеверному? Трусливому, стыдливому, да просто элементарно недогадливому, невнимательному к самому себе – как быть? Куда бежать? Душа­то болит не на шутку!

Правильно: надо принять наркоз! Выпить, закурить, сходить в цирк,  кино, на блуд – да куда угодно, лишь бы отвлечься!

Духовное нетрезвение, допущенное и оставленное без врачевания, неизбежно ведет к нетрезвению вещественному – нарастающему каскаду грехопадений: грех пьянит!

И идет такой бедолага «исцеляться», только вместо исцеления попадает в еще более бедственное состояние. Нынче к традиционным «целительным» средствам (алкоголь, табакокурение), губившим человечество испокон века, добавилось много новинок – плодов цивилизации – достижений пытливого ума доморощенных вундеркиндов, включая наркоманию, токсикоманию, игроманию, компьютероманию.

И пошла, закипела работа! «Косая с косой» мечется по планете, едва поспевает, косит направо­налево миллионы таких «исцеляющихся», причем возраст выбирает себе «послаще» – до 30­ти, 20­ти лет, а теперь уже и моложе!

К несчастью, мы и в этом деле, Россия, оказались, кажется, опять «впереди планеты всей». Тут как­то сразу соединилось всё, что должно и не должно было соединиться. Хотя, что значит – не должно? Ведь соединилось же!

Вымирает Россия коренным населением. По­прежнему вымирает. Вот уже третье дестилетие вымирания скоро начнется! В год – по миллиону! И это – в мирное время!

Впрочем, нет. Нет мирного времени для христианина! Война идет непрестанная, хоть и невидимая, война не на жизнь, а на смерть. Недаром наша земная Церковь – воинствующая!

«Да полно­те! – изумится кто-­нибудь, оторвавшись от телевизора, – какая война? Тишь и гладь. А что за окном – так это ж детки наши забавляются, петарды подбрасывают, это у них отдых. А потому что право имеют. И мы, родители, отдыхаем: рюмочка, водочка. Тоже право имеем!»

И все, все напираем на свои права. И петарды взрывать среди ночи, так что стены дрожат, и сквернословить на всю округу, окурки, пустые банки, бутылки бросать и просто гадить прямо под ноги – все дозволено. На все «право есть».

Но и это еще не главное. Право имеем – до сих пор! – убивать! Причем самых беззащитных. Вероломно, предательски, цинично называя убийство почти невинным иностранным словом «аборт»! Убийство первого зачатия чаще всего «вознаграждается» последующим бесплодием, в лучшем случае – долгим, мучительным лечением.

Но вот приходит мамаша за благословением на убийство. Оправдывается: уже есть дети, большие. «Лишний» рот нежелателен. Благословите!

«Что ж? – действуйте! Только начните со старшего! Сколько ему, 14? Вот с него и начните. Он уже пожил, хватит. А этого – не троньте!!»

Идет война неправая, неверная, проклятая война – ГРАЖДАНСКАЯ! Взрослое население воюет со своим потомством – еще неродившимся! Конечно же, здесь победа будет за нами, только за нами!

Да здравствует наша победа!

Чтобы скорее в России настало такое «светлое будущее», да оно, кажется, уже не за горами, когда мы расправимся и с потомками, еще не родившимися, и уже родившееся поколение реализует свое право наркотиками, алкоголем, табакокурением и прочими средствами на свое медленное самоуничтожение.

И тогда пусть скорее откроются бескрайние просторы нашей беззащитной Родины для иностранных дядюшек! Пусть они покажут, как надо добывать наши природные богатства и переправлять за кордон. Нас же, уцелевших аборигенов, пусть загонят в резервации, как некогда были загнаны туда коренные жители обеих Америк. А как же? Ведь надо же кому­то обслуживать этих иностранных дядюшек, помогать им управиться с нашими природными богатствами!

Только не дай Бог нам увидеть наяву такое наше «светлое будущее»! Что же нам делать? Типичный наш, русский, вечно актуальный вопрос.

Прежде всего, не паниковать! Поблагодарить Бога, что мы созрели до такого вопроса! Ведь два десятилетия тому назад мы жили совсем в другом государстве. Нынешняя демографическая проблема тогда тоже существовала. Но там простые советские люди метались  в поисках совсем другого, главного, дефицита – хлеба и колбасы.

Сегодня мы уже более­-менее сыты, слава Богу.

Однако беда нам грозит теперь с самой неожиданной стороны – утраты духовной трезвости! Наши дети интуитивно ощутили происшедшую в нашей жизни подмену служения ради светлого будущего на служение мамоне. И воспротивились ей! Только стихийным протестом против такой подмены можно объяснить уход молодежи в наркотическое и алкогольное небытие.

Так уж случилось с нашей многострадальной страной – Советским Союзом (для старшего поколения) и Россией (для молодежи): потеряла она голову, опившись и духовным пойлом атеизма, безверия, теплохладности по отношению к своей бессмертной душе, и пойлом вещественным – алкоголем и наркотиками. Веками спивалась Русь водкой с табаком, десятилетиями – атеизмом.

Очнувшись же, содрогнулась Русь в предсмерт­ных судорогах. Неужели – конец? А наши святые? Сергий Радонежский, Александр Невский, Серафим Саровский с Пресвятою Богородицею, где вы? К вам вопием: помогите! Наш грех – на нас, каемся! Но вы, святые наши защитители, столько веков своим молитвенным духом защищали Русь от всех супостатов видимых и невидимых! Многократно Святая Русь, ваша Родина, стояла на краю гибели – и восставала!

Восстанет и теперь, верим! Но для этого нужно потрудиться. Подлинное возрождение России невозможно никакими революциями, фантастическими проектами поворота рек, осушения болот и уничтожения «бесперспективных» русских сел и деревень. Сейчас нужна терпеливая разъяснительная, просветительская деятельность, а  самое главное – нужно помочь нашим ближним, особенно молодежи, восстановить утраченное – духовное трезвение!

Духовное трезвение – это возврат к исконным духовным ориентирам, именуемым заповедями Божиими. Вспомним, библейский Хам был вещественно трезв, он не пил виноградное вино, но он посмеялся над своим отцом – и был проклят.

А вот Ной, отец его, проспавшись, жил после этого еще 350 лет, и теперь он ­ один из величайших святых, наших молитвенников. Потому что был духовно трезв, любил и слушался Бога.

Вот она, иерархия духовного возрождения России! Сказал же Господь: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5). Следовательно, первое, с чего надо начинать наше возрождение, это – молитва. Покаянная молитва блудного сына к своему отцу (Лк. 15, 18­19) и молитва к Божией Матери пред чудотворной иконой «Неупиваемая Чаша», которая у нас ежемесячно с пением Акафиста совершается со дня открытия храма в январе 2000 года.

На приходе нашего храма такое общество существовало. Это было «Сергиевское (в честь преподобного Сергия Радонежского) Братство Трезвости» («Клировые ведомости» за 1916 год), созданное 1 января 1913 года священником Сергием Соловьевым, он же был его первым Председетелем.  Власти  закрыли «Братство» с началом богоборческой катастрофы в нашей стране.

Целью Братства Трезвости было утверждение трезвости духовной и вещественной среди прихожан, членов их семей, родных и близких.

Во исполнение благословения Патриарха, на нашем приходе такое Братство Трезвости возрождается с 1 января 2011 года.

Как и изначально, оно должно быть добровольным духовным объединением людей, прихожан храма, испытавших одинаковое горе собственного ли падения в зависимость от «зеленого змия» в виде алкоголя, табакокурения, наркомании и проч., либо падение кого­то из родных и близких.

Основным и наиболее действенным способом достижения результатов на пути утверждения трезвости в повседневной жизни является регулярная соборная молитвая и обет трезвости. Опыт молитвы по соглашению у нас также имеется. Со дня открытия храма мы последовательно молились и о выделени земельного участка под строительство, и о Закладке Камня в 2003 году, и о возведении стен и сводов.

Обет дается добровольно членом Братства сроком на полгода или год с последующим его продлением. Он дается для того, чтобы обезопасить себя от случайных соблазнов по примеру бывших своих «сотоварищей» по греху, которые могут очень ревниво воспринять такую потерю в своих рядах. С другой стороны, чтобы привлечь на себя благословение Божие и сугубую благодать в несении спасительного подвига воздержания от греха в течение всего срока данного обета.

Соборная молитва – это как раз ежедневное испрашивание членами Братства, в идеале – всего прихода Божией благодати молящимся и их близким в противостоянии пагубе как винного, так и духовного опития.

Соборная молитва Церкви – это та сила, которой никакие силы ада не могут противостоять. По этой молитве Господь подает нам все, необходимое для спасения, даже если двое или трое, – говорит Господь, – собрались во имя Мое, то Я посреди них (Мф. 18, 20). И если хотя бы «двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19).

Будем соборно молиться «о милости, мире, жизни, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов» нам и нашим страждущим родным и близким, и по вере нашей и нашей духовно трезвенной неотступной молитве Господь подаст нам просимое (Лк. 11, 13).

Настоятель храма,
протоиерей Борис Куликовский.