Для многих учащихся час, поведенный в кабинете изобразительного искусства, является любимым уроком из всех предметов в школе. И это не удивительно. Ведь одна из главных особенностей рисования заключается в его направленности на результат. Ребята имеют возможность видеть плоды своих трудов и показать их своим близким, получить похвалу и доброжелательную критику, что для ребенка очень важно.
Значимым фактором успешного творческого процесса является психологическая обстановка, в которой воспитанники воскресной школы самовыражаются и совершенствуются. На занятиях маленьким художникам позволяется свободно общаться друг с другом, советоваться, делиться впечатлениями — все это создает дружественную атмосферу, в которой ребята ищут ответы на свои вопросы, учатся быть внимательными, замечать красоту Божьего мира и человека. В процессе рисования у юного человечка развиваются необходимые в дальнейшей жизни навыки и умения: видеть, наблюдать, сосредотачиваться, анализировать, в конечном итоге — чувствовать. У рисующих ребят развивается образное мышление, они начинают видеть всю картинку «в целом», не отдельные предметы или человека, а в окружении, в среде.
Особый интерес представляет разнообразие видов и форм проводимых занятий. Один урок не похож на предыдущий, в каждом есть своя неповторимая изюминка:
— коллективная работа. На большом формате бумаги дети по заданной или выбранной теме разрабатывают композицию, делают рисунок и начинают работать красками. Часто они друг с другом не согласны, тогда преподаватели и «подмастерья» все вместе учатся разрешать непонимания, прислушиваться друг к другу, уступать и приходить к общему решению. Часто такие совместные работы впоследствии являются украшениями спектаклей, фрагментами декораций на праздниках в воскресной школе.
— рисунки на отдельном листе. Такой вид творчества характеризуется большей концентрацией художника на своих эмоциях, чувствах и желаниях. Здесь ярче просматривается индивидуальность каждого ребенка, его личные предпочтения, взгляды на отдельные вещи и мир в целом. Чем меньше формат полотна, тем больше внимания требуется от юного живописца к мелким деталям и тонким нюансам будущего шедевра.
— работы по стихотворению. Ребята стараются воспроизвести на бумаге свои ассоциации от услышанного поэтического произведения. Это может быть стихотворение, связанное с временем года или с состоянием природы, с праздником или, например, с оттенками одного цвета:
С. Черный
Зеленые стихи (фрагмент)
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.
Елка — сноп зеленых свечек,
Мох — зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел…
Поэзия заставляет ребенка задуматься, и дает начало его творческой мысли, которая найдет свое отражение в будущем рисунке. Интересно, что конечный результат может быть никак не связан со стихотворением, он становится красочным выражением эмоционального настроя ребенка, сформированного под воздействием услышанных рифм.
— иллюстрация стихов. В данном виде художественной работы ребята делают зарисовки на услышанную тему. Особенно хорошо получается воспроизводить цветом те стихотворения, в которых ярко и подробно описана красота природы, например:
И. Бунин
Листопад (фрагмент)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
— рисунок с натуры. Чаще всего это тематические натюрморты. Выполняя такие задания, дети учатся сравнивать оттенки и формы, пытаются правильно передать пропорции предметов и их цвет, знакомятся с азами перспективы.
— выполнение работ по воображению на темы: «доброта», «что бы я хотел видеть из окна весной», «мир, освещенный Божиим светом». В таких работах педагоги ставят ученикам разнообразные художественные задачи, например, — работа с ограниченным количеством красок, использование оттенков одного цвета и т. п.
— портреты. Наверное, один из наиболее трудных и интересных изобразительных жанров. Иногда перед ребятами ставится задача нарисовать портрет в образе. Например, портрет соседа по парте в образе времени года или сказочного героя. Это делается для того, чтобы было интереснее рисовать и маленький художник научился сопостовлять формы, размеры, настроение.
— поделки из бумаги, аппликации, работы в смешанной технике с использованием интересных материалов и инструментов. Благодаря творческому подходу педагогов, у ребят есть возможность получить навыки живописи не только карандашами и красками, но и мелками, пастелью, графитом. Выполняются работы с использованием гофрированной и сжатой бумаги, разнообразных тканей.
В классе всегда царит атмосфера творчества и взаимного интереса ребят друг к другу. Фундамент занятий — самовыражение и свободная воля ребенка. Никто никого не принуждает и не заставляет. У преподавателей индивидуальный подход к каждому из ребят, основанный на уважении к ребенку, как неповторимой личности. Часто работа проходит под классическую музыку. Произведения известных композиторов способствуют концентрации внимания и более чуткому восприятию окружающего мира. Музыка обычно задает настроение, соответствующее теме урока, и позволяет детям находить более интересные решения.
Тамара Юрьевна: Стараемся занятия проводить таким образом, чтобы ребята в процессе рисования обучались не только навыкам работы с формой, цветом, перспективой, но и развивали в себе добрые качества: трудолюбие, внимание друг к другу, умение доводить начатое дело до его логического завершения, воспринимать авторитет старших, чувствовать гармонию и красоту. Ведь рисование — это замечательный способ, позволяющий посмотреть другими глазами на Божий мир, попытаться изменить себя к лучшему.
Нина Юрьевна: Главной целью наших уроков является встреча детей с Богом. Мы стремимся к тому, чтобы ребята через восприятие прекрасного научились замечать проявления Божественных любви, заботы и милосердия к людям. Надеемся, что наши занятия помогут учащимся и их родителям стать добрыми, отзывчивыми, чуткими людьми, членами Церкви, истинными христианами.
Материал подготовила преподаватель Закона Божьего Екатерина Бочарова