Статьи

Радость встречи

Сегодня великий двунадесятый праздник — Сретение Господне. По-русски «сретение» означает «встреча». На сербском языке — «радость». С сербами у нас родственные языковые корни. Поэтому в самом высоком смысле слово «встреча», восходя к «сретению», — это всегда РАДОСТЬ. Отсюда праздник наш сегодня есть радость встречи Господа.

Впервые эта радость случилась 2000 с лишним лет назад. Тогда сорокадневного Младенца Иисуса Дева Мария и праведный Иосиф Обручник по иудейскому закону очищения внесли в Иерусалимский храм, и Его там встретил праведный старец Симеон. Ни в каком очищении Приснодева Мария не нуждалась. Точно так же 30 лет спустя, Иисус, не нуждаясь в Крещении от Иоанна, произнесёт удивительные слова: «Надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3:15). И примет Крещение. Потому что закон — есть закон.

А «Всякая Правда» — это наивысший Закон! Неисчерпаемый смысл заключён в этих словах. Ведь у каждого из нас есть своя собственная правда. И мы крепко держимся за неё. Только наша «правда» всё время меняется, день ото дня, как меняемся и мы сами, познавая себя и мир вокруг нас. Очень хорошо об этом сказал апостол Павел: постепенно восходя от своей сегодняшней «правды» к завтрашней, «теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор. 13:12). Как в конце земного познавания себя я познан буду Богом и приобщусь высшей Правде!

Какая же Правда совершилась сегодня в Иеру­салимском храме и в чём её радость? Образно говоря, в этот день встретились два Завета Бога с человеком. Ветхий Завет это — обещание человеку земного благоденствия в награду за верность и преданность Богу. Олицетворением его выступил Симеон. Он принял в свои праведные объятия Младенца Хрис­та со словами: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром» (Лк. 2:29) и как бы передал эстафету Новому Завету, Хрис­ту, возвратив Богомладенца в руки Марии.

Этого события человечество ожидало в течение тысячелетий после изгнания первых людей из рая. Грешные люди, разлучённые с Богом, нарождались и умирали. Души их уходили в ад. Чего только ни предпринимали люди, чтобы получить прощение грехов: шли к колдунам и ворожеям, отдавали лучших первенцев из своих стад на всесожжение. Дело доходило даже до человеческих жертвоприношений. И ничего не помогало. Не было у людей такой достойной драгоценности, которую бы они могли принести Богу в жертву для искупления собственных грехов и грехов всего человечества.

Поэтому Бог Сам вышел человеку навстречу. Бог усмотрел Драгоценность, Которую люди никогда не смогли бы сыскать в своих недрах. Бог предложил невероятное: Сына Своего Единородного, Богочеловека послал в мир, как и обещал Адаму с Евой ещё в раю (Быт. 3:15). Послал Младенца Иисуса Христа, чтобы Он впоследствии стал тем Агнцем, Которого и должно будет человечество принести в жертву Богу!

Итак, встреча состоялась! Но что означает эта встреча для нас? Святой праведный Симеон в тот же вечер умер, а его душа отправилась в ад. Там она должна будет томиться 33 года, вплоть до Великой Субботы. Только тогда доб­ровольно отдавший Себя в жертву грешникам и распятый на кресте Агнец Божий победоносно сойдёт в ад, посрамит дьявола и выведет из ада всех праведников, распахнув двери давно уже уготованного для них вечного Царства Небесного.

Так вот, оказывается, куда ведёт нас сегодняшний праздник Сретения: он подготавливает, пока не поздно, всех живущих на земле к новой встрече с Богом. Эта встреча ожидает каждого в конце земного пути! Только при одном условии — любви к ближнему.

Строго говоря, Христос дал две заповеди: любить Бога и ближнего (Мк. 12:31).

Но Бога мы и так любим без всяких заповедей! Никто не скажет, что не любит. Любим! Слов даже нет, как любим Бога. Приходим в храм и не успокоимся, пока не обойдём его и не облобызаем все доступные иконы. К недоступным для поцелуя, послюнявив, рукой дотянемся, любовно похлопаем по иконе или фреске, погладим. Одним словом, максимально выразим свою любовь к Богу.

Вот со второй заповедью — любовь к ближнему — загвоздка. Потому что здесь не так всё просто. Есть ближние, на которых иногда не то что любить, а смотреть тошно. Проще всего не считать их ближними. Тогда — сразу облегчение! И совесть спокойная, и с Богом полное взаимопонимание: нет ближнего, некого и любить!

Интересно приглядеться, с каким настрое­нием порой приходим мы в храм встретиться с Богом. Преж­де всего, нам здесь утомительно стоять. Приближаясь к храму, мы охаем, ахаем, опираемся на палочку, чтобы все видели наш подвиг. Но как только вошли — и откуда вдруг такая прыть: опрометью летим к заветным скамеечкам, что справа и слева у западной стены, занимать места. Горе тому, кто нас опередит! Мы грозно возвышаем голос, можем и палочкой замахнуться, даром, что ли, она у нас в руках?! Неважно, что здесь не базарная площадь, а храм. Даже если настоятель, не выдержав нашего крика, выйдет из алтаря, мы не сразу утихомиримся. Будем, хоть и потише, но всё ещё оправдываться, кивая друг на друга.

К тому же нам интересно встретить здесь соседей, знакомых, приятелей, с кем давно не виделись. Обменяться новостями по множеству вопросов: у кого кто родился, болеет, или умер, кончая политикой и прогнозом погоды. Всё это непременно надо успеть обсудить до начала службы. Потому что во время службы уже неудобно будет говорить. Но если неожиданно вдруг зазвонит мобильник во время чтения Евангелия, мы всё равно протиснемся в прит­вор, чтобы ответить на звонок. Потом протолкаемся назад, на свою скамеечку. Не уходить же было из храма раньше времени из-за этого звонка, грех-то какой!

Праздник Сретения Господня напоминает нам слова Христа: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20). Гос­подь подходит к нам под видом ближнего. Иначе как подойти? Мы же Его всё равно бы не узнали. Если ты привыкнешь с подозрением смотреть на ближних, так, глядишь, и просмотришь Христа. Отвернёшься от Него или просто глаза отведёшь — мол, не знаю такого ближнего! Каково же будет, пересекая черту в вечность, вдруг увидеть перед собою живого Хрис­та, от Которого, под видом какого-то ближнего, всю жизнь презрительно отворачивался или вообще не хотел замечать! Как же запляшут глаза то ли в запоздалом раскаянии, то ли в лукавом припадке любви!

То и другое будет невыносимой фальшью, ты сам это почувствуешь, и от стыда будешь готов хоть сквозь землю провалиться. Но и это будет уже не осуществимо. Ты будешь трепетать под Его любовным, всё понимающим взглядом и будешь мучиться от этого взгляда хуже, чем в аду. Собственно, это и будет тебе уже началом ада.

Всё-таки лучше теперь, пока ещё в земной жизни и не поздно, ускорим свои стопы навстречу нашим ближним, всем без исключения, чтобы не пропустить Христа. И с любовью откроем им свои объятья!

Настоятель храма протоиерей Борис Куликовский 15 февраля 2016 г.