Статьи

Интервью с отцом Борисом по случаю его 80-летия

— Отец Борис, поздравляем Вас со знаменательной датой: Вам исполнилось 80 лет! Какие в связи с этим чувства Вы испытываете?

— Благодарение! Царь Давид сказал: жизнь человеческая — «семьдесят лет, аще же в силах, осемьдесят лет, и множае их труд и болезнь» (Пс. 89:10). Поэтому я чувствую, для меня сейчас — самое время поблагодарить, прежде всего, Бога, за Его любовь, бесконечное долготерпение ко мне и милосердие. Ну, и конечно же, всех, кто окружал и до сих пор окружает меня, кого Гос­подь подарил мне в общение:

Благодарю всех вас, кого я встретил в мiре,
Кто согревал меня, давал мне есть и пить,
Кто в несогласии со мною был и в мире,
Кто научил меня молиться и любить.

Благодарю вас всех и мiр вам оставляю.
Всему есть время приходить и уходить.
Дыхание мое я вам ниспосылаю
С безмолвною молитвою меня простить.

Эти строчки были написаны ещё в 2002 году, но я и теперь их с радостью повторяю.

— Означает ли это, что Вы сегодня морально готовы подвести промежуточный итог? Вырастили детей, построили храм…

— Во-первых, насчёт итогов. Святые отцы учат, что жить надо так, чтобы быть готовым каждый день предстать перед Богом с отчётом. И одновременно быть готовым продолжить своё земное послушание бесконечно. А во-вторых, Вы правы: вырастил, построил. Так же, как несколько раньше я окончил среднюю школу, потом институт, семинарию… Я все эти этапы рассматриваю как великую милость Божию. Господь даёт жизненный потенциал — каждому «по его силе» (Мф. 25:15). То есть Господь знает, кому что и сколько дать, чтобы было потом что стребовать. Кому сеять, кому жать, кому собирать урожай. И очень важно здесь не проспать и не закопать свой талант в землю (Мф. 25:18).

Бог не спешит расставаться со Своими соработниками. Они Богу нужны. Неужели Бог не мог бы так устроить, чтобы всё в мире совершалось к нашему удовольствию само по себе: само бы всё сеялось, вспахивалось и урожаи сами бы падали к нам в закрома? Что же оставалось бы тогда человечеству? Оно немедленно бы вымерло. А Бог не для этого создал человека. Он его создал для вечной жизни.

Поглядим, как в поте лица тренируется тяжелоатлет со своими штангами, как бегун и прыгун буквально с ног валятся. А тренер, несносный и беспощадный, заставляет ещё и ещё разок подпрыгнуть и поднять штангу. Для чего? Чтобы его подопечные вошли в разряд чемпионов. Точно так же и Бог нагружает каждого из нас, чтобы мы все вошли в Царство Небесное.

Конечно, в отличие от спортивного тренера, у Бога более глубокий взгляд на христианина. Бог воспитывает не мышцы, а самую важную составляющую личности человека — его душу. И не на спортивных снарядах и изматывающих тренировках, а на занятиях общественно полезным трудом. То, что Бог заповедал Адаму и Еве, выдворяя их из рая, остаётся актуальным по сей день: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19).

Здесь, правда, может закрасться ошибка. Человек трудится день и ночь, в праздники и будни, не может прерваться даже на сон, или хотя бы пот утереть со лба. Потому что, как он выражается, «идёт»! Заработок идёт хороший.

Другому кажется: чтобы спастись, достаточно быть просто порядочным, воспитанным, приветливым и т.д. И уже, конечно, при этом не красть, не убивать, никому гадостей специаль­но не делать.

Наконец, существует ещё одна, «самая безошибочная дорога» в Царство Небесное. Это — посвятить свою жизнь чему-нибудь прекрасному, притом весьма полезному для человечества, а значит, и Богу. Например, создать образцовую семью, родить и воспитать детей, посвятить себя науке, искусству, овладеть иностранными языками и проч., и проч. Всё это напоминает интересный опыт ветхозаветного общества построить Вавилонскую башню (Быт.35:21), чтобы, если не превзойти, то хотя бы сравняться с Богом.

Увы, всё это для спасения никак не годится.

Что же тогда нужно? А нужно всего-навсего, подружиться с Богом.

Мы метим после земного нашего временного бытия к Богу на вечное поселение. Ну, как мы к Нему сунемся, когда мы и знать Его не знали и даже имя Его нас порой пугало? Да что там имя! Мы Самому Господу иногда, так, искоса поглядывая по сторонам, говорили: «Гос­поди, вот сейчас, на самое коротенькое время, отвернись от меня, пожалуйста, я сейчас хочу таким делом заняться, что не надо Тебе глядеть! Пожалуйста, отворотись! Потом я перед Тобой покаюсь. А сейчас отойди!»

И Бог отходит, к нашему успокоению. Бог насильно никогда не врывается нам в душу. Это мы, по нашему злому земному опыту, надеемся штурмом взять Его Царство Небесное. Забывая, что Его Царство — это Царство любви. Если без любви, ну, допустим: ворвёмся мы в Его Царство, туда, где царит Любовь. Но и тотчас с ужасом выскочим оттуда, побежим без оглядки прямиком в ад, знакомый нам ещё в земной жизни, фактически прошедшей без Бога.

Потому что, к сожалению, можно всю жизнь ходить в храм, исповедоваться (вот так: «делом, словом и помышлением») и даже причащаться чуть ли не каждый день, но так и не только не подружиться, а даже не встретиться с Богом!

Что же нужно, чтобы встретиться и подружиться?!

Да самый маленький пустяк: полюбить. Ближнего и Бога.

Мы уверяем и священника, и всех вокруг, и даже самих себя, будто мы Бога любим. И при этом злословим ближних, завидуем, осуждаем, радуемся приятной неправде о нас и злимся, слыша справедливую горькую правду. Сквернословим. Чуть-чуть потрудились больше обычного, уже кичимся, спешим докладывать начальству о своей доблести.

Так вот, полюбить Бога можно только полюбив и исполнив Его заповеди. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34),— сказал Господь в качестве завещания, прощаясь со Своими учениками на Тайной Вечери. «Не кичитесь, не превозноситесь друг перед другом. И не выпячивайте грудь, если потрудились, как вам показалось, больше нормы. Говорите: рабы мы неключимые, то есть ничего не стоящие, потому что на самом деле сотворили лишь повеленное нам Богом (ср. Лк. 17:10).

— Какие цели Вы теперь ставите перед собой?

— У христианина должна быть одна единственная цель — подготовка души к Царству Небесному. Это одновременно есть труд всей его земной жизни, несение креста, о котором говорит Господь: «Возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34). То есть проживи жизнь не так, как тебе хочется, а как надо по Евангелию.

— У Вас наверняка имеются планы по реставрации главного дома «Усадьбы Костино», предоставленного Администрацией города Вашему храму?

— Имеются. На базе этого ветхого деревянного строения, которое досталось нам как «памятник культуры регионального значения» после более чем вековой беспощадной эксплуатации его городскими службами, начиная с коммунаров, должен со временем появиться современный храмовый комплекс, который, не сомневаемся, как и сам наш Богородицерождественский храм, станет украшением города.

Сейчас здесь ведутся подготовительные инженерные и проектные работы. И мы должны учитывать, что для выполнения намеченных работ требуются немалые средства, которых, увы, пока у храма нет. Ищем благодетелей.

— Что бы Вы хотели сказать в заключение нашей беседы читателям приходской газеты?

— Ещё и ещё раз — благодарение!

Сегодня я из-под ладони
смотрю, не отрываясь, вдаль.
Я нагостился в отчем доме,
а все же расставаться жаль.

Подсолнух зреет за оградой,
как зрел и год и два назад,
и с наступающей прохладой
готовится встречать закат.

Слепит багрянец косогора,
и даже верится с трудом,
что всё здесь будет очень скоро
покрыто саваном и льдом.

Умолкнут голоса и звуки,
их неоткуда будет ждать.
И я протягиваю руки
расслышать Божью благодать.

Нет, жизнь не кончится так просто,
иная, тайная судьба
нас ожидает за погостом,
и впереди ещё борьба.

Благословенны ж в здешнем мире
и саван тот, и эта синь,
где замер на небесной шири
прощальный журавлиный клин.

Вот отчего, в душе робея
и тоже собираясь вдаль,
я ни о чём уж не жалею,
и расставаться мне не жаль —

мы вновь, я верю, будем вместе —
о том лишь и мечтаю я —
как прошумевший в поле ветер
приходит на круги своя.

Записала Светлана Попова