Встреча 10 февраля затронула важные для многих молодых людей темы веры, любви, предназначения, выбора профессии и духовного пути.
Прочитанные стихотворения наполнены особой созерцательностью, глубокой нравственностью и философским содержанием. Поэтические мотивы раскрывают разные планы бытия. В произведении Анатолия Богутенко «Природа – чудо из чудес» подчеркивается мысль, что вся красота, которую мы видим вокруг, восхищающая нас своей гармонией и великолепием, – «Божие творенье». И человек, являющийся частью, венцом этого премудрого замысла Господа призван к тому, чтобы через любовь, благодарение и уподобление Творцу привести весь мир к совершенству и возвратить Своему Создателю. В своем авторском стихотворении Евгений Попов подчеркивает, что «Все зло проходит – остается вечность», и перед лицом этой вечности у человека есть свое предназначение – богоподобие.
В произведении Александра Дольского «Так хочется, пока живешь на свете» ясно предстает картина свободного творческого человеческого потенциала. Автор мечтает замечать и ценить прекрасное в каждом дне, научиться мудрости и смирению, искренности и неравнодушию, «быть добрым сыном, правильным отцом», понимать ценность своей бессмертной души и жить по закону совести. Еще более высокий уровень духовных устремлений мы находим в стихотворении святой императрицы Александры Федоровны Романовой «Молю, о, Господи, чтоб жизнь моя была…» В нем обращение к Богу с просьбой об укреплении на выбранном пути жертвенной любви. Горячее желание всеми силами, всей своей судьбой дарить утешение нуждающимся, лечить сердца от боли, наполняя их гармонией, покоем и радостью в этой временной жизни, переходит за пределы нашего бренного мира. Господь услышал молитвы любящего сердца, пылающего искренней верой. Теперь уже мы взываем к святой царственной мученице Александре с просьбами о помощи и укреплении, и «музыка ее судьбы» не перестает звучать – она живет в наших сердцах.
О таких святых людях, которые всем желают счастья и «всем готовы все простить» слышим и в стихотворении Ольги Минаевой «Есть люди теплые, как солнце». Главное их отличительное качество – это всепрощающая и все покрывающая любовь, о которой хорошо написал в своем произведении Евгений Блохин: «Любовь – источник вдохновенья, надежды, веры и мечты, терпенья, красоты». Именно любовь наполняет жизнь человека истинным смыслом и содержанием. Поэтому другой поэт – Руслан Гаркин – призывает: «Не проси у Бога денег…попроси любви и веры». Отец Борис уточнил эту мысль: у каждого человека уже есть и вера, и любовь. Их вкладывает Бог в душу с самого рождения, но эти дары находятся в зачаточном состоянии. Дальше человек должен развивать эти качества и по своему настрою, крепости и духу совершенствоваться, приближаясь к Богу. «Вот наше подобие – любовь и вера. Они нас соединяют с Богом».
Актуальный для многих школьников и студентов вопрос о том, как выбрать профессию, чтобы она не мешала, а способствовала возрастанию веры и духовному развитию, пытался разрешить в своей видеобеседе с молодежью протоиерей Игорь Фомин. Священник объяснил, что выбор профессии должен осуществляться по велению сердца, очень важно, чтобы было «горение изнутри», желание служить именно на этом поприще. Второй аспект – это стремление быть полезным на выбранном пути. Ведь человек, трудящийся только для себя, – это несчастный человек.
А вера – знак качества, когда христианин по своим религиозным взглядам и нравственному устроению добросовестно выполняет обязанности на своем рабочем месте. Вера определяет весь ход человеческой деятельности, в том числе и профессиональной, формирует мировоззрение, менталитет, отношения с другими людьми. Важно не столько словами, сколько всей своей жизнью, своим примером проповедовать Христа.
При этом вера не отягощает выбор профессии для человека, но даже упрощает его. Здесь можно руководствоваться и своими интересами, и социальной значимостью избираемого дела. Ярким примером выбора профессии не по личному желанию и устремлению, а по велению долга и чистой совести, является юношеский поступок будущего святителя Луки Войно-Ясенецкого: он, выбирая высшее учебное заведение, призванию живописца, к которому стремилось его сердце, предпочел медицинское служение. Искреннее желание честно исполнять свой профессиональный долг, любовь к людям и самоотверженный труд были вознаграждены Господом и признаны даже богоборческой властью: будучи священником, а позже и архиепископом, святитель Лука удостоился звания профессора и был награжден Сталинской премией первой степени за свои «Очерки гнойной хирургии».
Подводя итог, отец Борис подчеркнул, что духовное значение профессии в том, чтобы послужить ближнему и Богу. Бог нас создал, чтобы мы были с Ним. Добровольно, по любви. Он нас любит и ждет, как любимых детей. Зачем? Господь сказал: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:12). И все эти горницы должны быть заполнены на небесном брачном пиру званными и избранными, каждым в своем достоинстве. Мы призваны Богом разделить с Ним блаженство и радость в Царстве Небесном. А в этом мире наше предназначение – быть Ему соработниками. Вот строительство храма – это дело рук Божиих. И Господь бы мог Сам за одну ночь воздвигнуть величественное церковное здание. Что было бы с нами? Мы от такого чуда «с ума бы сошли». Господь, щадя и любя нас, дает нам силы и возможности, чтобы мы, трудясь вместе с Ним, по кирпичику строили храм и через это вкусили радость совместного творчества и сладость соработничества Христу. Окружающие видят, что храм строят люди, а мудрый человек понимает, что храм строит Бог, и благодарит Его. Ведь это Бог подает и разумение, и ловкость, и умение, и прочие способности человеку для употребления их на благо ближнего и для спасения собственной души. Поэтому в каждом начинании, в каждом деле нам надо искать воли Божией, не гордясь, но выполняя то предназначение, которое уготовано нам от Бога.
В продолжение темы о духовном возрастании человека мы с помощью Александра Манакова разобрали отрывок из Евангелия, посвященный беседе Спасителя с Никодимом (Ин. 3: 1- 21). Никодим – образованный, уважаемый раввин, член Синедриона. Он, как и многие из его окружения, ожидает пришествия Спасителя в образе могучего, воинственного и успешного правителя, но мучающие сердце и разум духовные вопросы приводят его к Иисусу Христу. Ночью, в тайне, опасаясь злобы и осуждения своих единоверцев, он приходит к Учителю, чтобы услышать проповедь о пути спасения. Христос, видя его душевное состояние, отвечает, не дожидаясь вопросов: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Фарисеи считали, что они наследуют спасение, как потомки Авраама по крови и формальные исполнители заповедей Закона, но Христос указывает, что рождение в вечность может быть подано свыше только Богом, Который обновляет человека, делает его – ветхого и плотского – духовным, новым человеком.
На недоумение Никодима: «Как может человек родиться, будучи стар?», Господь не отвечает прямо, но начинает постепенно возводить его к высшему разумению, к сути духовного возрождения и возрастания человека в духе и истине: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Здесь мы видим пророчество о Таинстве Крещения, в котором Святой Дух через воду обновляет падшего человека, делает его наследником Небесного Царства и Вечной жизни, воссоздает в нем образ Божий, помраченный первородным грехом и личными согрешениями. «Рожденное от плоти есть плоть, рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:6).
Для лучшего понимания Господь сравнивает действие Духа с ветром, который «не знаешь, откуда приходит и куда уходит», но его веяние явно ощутимо. Так и благодать Святого Духа действует на душу, обновляя ее таинственным, невидимым образом. При этом лишь добровольное стремление человека к возрождению дает возможность Богу действовать в нем. Без его личного желания и стремления, свободного волеизъявления и труда духовных изменений не происходит. Господь не нарушает свободной воли человека, уважая его выбор.
О выборе профессионального поприща и духовного пути мы прочитали по ролям в отрывке из повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Перед нами предстала картина приезда из Киевской духовной академии двух сыновей бравого, уже начинающего стареть казака. Братья очень разные по своему душевному складу, это можно явно наблюдать по реакции сыновей на насмешки и критику отца. Старший Остап не терпит обид и сходится с «батькой» в рукопашную, младший готов смиряться, не смея поднять руку на родителя. Оба очень робки перед главой дома и послушны его воле. Они подчиняются, даже когда Тарас в запале переменяет свое решение и отправляется на другой же день вместе с детьми в Запорожскую Сечь, чтобы юные молодцы научились жизни на бранном поле, в битве с врагом Отечества, воспитав и проявив в себе качества, необходимые настоящему мужчине и отважному воину. Получается, что формально отец делает за детей их профессиональный выбор, в соответствии со своим сословием и взглядами на жизнь. А духовный выбор каждому из двух братьев предстоит сделать самостоятельно, руководствуясь голосом своего сердца и совести. Но об этом мы узнаем на следующих встречах.