Паломничество

От Сольбы до Непрядвы

Две очередные паломнические поездки прихожан нашего храма состоялись в июле.

Первая, на Ярославскую землю, была приурочена к знаменательному юбилею — 10-летию возрождения монашеской жизни в старинной Николо-Сольбинской обители.

Никольский пустынный мужской монастырь на реке Сольба был основан в начале XVI века. В 1544 году за ним уже числились обширные земельные владения. В Смутное время монастырь был полностью разорен поляками, и лишь указом Петра I в. 1711 году пустынь была возрождена как приписанная к Переславскому Борисоглебскому монастырю. Наибольшего расцвета монастырь достиг в 1904 — 1917 годах, когда пус­тынь была преобразована из мужской в женскую (на 1914 год здесь числилось 115 сестер).

После Октябрьской революции монастырь был разграблен, некоторые сестры расстреляны, в строениях организовали сельхозкоммуну. Но соборная церковь действовала до 1937 года, когда все священники, служившие здесь, были расстреляны. На территории монастыря устроили лечебницу для душевнобольных. После её закрытия все сохранившиеся здания находились в аварийном состоянии, когда в 1994 году святыню возвратили Православной Церкви. Однако всё изменилось с приходом новой настоятельницы, игуменьи Еротииды (Гажу), и первых сестер. Постепенно монастырь стал центром духовного притяжения, возродился и украсился и сейчас представляет собой неповторимый архитектурный ансамбль. Сделанное здесь за 10 лет поражает! Восстановлен соборный храм обители — Успения Пресвятой Богородицы, сейчас в нем хранятся два ковчега с нетленными мощами 50-ти святых, а также главная святыня — старинная икона святителя Николая Чудотворца с частицами его мощей.

Построено и строится восемь храмов, кроме того, монастырем реставрируется две приписных старинных церкви — в селах Малое Ильинское и Нагорье. На базе Николо-Сольбинского монастыря созданы Центр православного образования и культуры, Медицинский центр с училищем и богадельней, а также детский сиротский приют. Организованы православный поселок и большое хозяйство: животноводческий комплекс, сады, теплицы, пасека. В монастыре радушно встречают как желающих приехать в обитель в качестве насельниц и сотрудников, так и паломников. В этом гости из Королёва убедились на собственном опыте: прибыв на юбилей, они не только смогли поучаствовать в торжест­венном богослужении, включившем таинство обряда массового крещения в святой купальне, а также в крестном ходе, но и посетить концерт колокольной музыки, программу с участием воспитанниц детского приюта при монастыре. Большой интерес вызвали мастер-классы ремесел и рукоделий (здесь созданы школы для сес­тер — иконописная, керамическая, златошвейная, мозаичная, стеклодувная, резьбы по дереву, переплетная и т. д.).

Николо-Сольбинский монастырь-2

Но главное — живительный, вселяющий оптимизм дух возрожденной древней обители, сумевшей за короткое время стать одним из духовных столпов края.

Вторая поездка, на Тульскую землю, оказалась не менее насыщенной. Она проходила по местам одной из главных в истории Руси битв за Отечество и Веру православную — Куликовской.

Первым пунктом путешествия стал поселок Епифань — бывший уездный город, имеющий более чем 400-летнюю историю. Город был основан как форпост на южной границе Мос­ковского государства.

Бурным выдалось начало истории города, основанного князем Иваном Мстиславским. Более ста лет здесь, на Дону, епифанские стрельцы и казаки доблестно отражали набеги вероломных ханов. Отсюда берут начало корни донского казачества. Набеги крымчаков, походы отрядов Лжедмитрия II, Ивана Заруцкого и других авантюристов Смутного времени, сменяли друг друга в XVI — XVII веках. Город не раз брали штурмом, он горел, оставлялся жителями, но возрождался вновь.

В эпоху Петра I Епифань был центром строительства Ивановского канала, который должен был стать одним из звеньев, соединяющих Дон и Волгу. Для этого здесь было создано Адмиралтейство. На протяжении XVIII века город постепенно приобрел купеческий облик, в 1777 году указом Екатерины II он стал цент­ром уезда.

Эпохой расцвета города Епифани стали XIX — начало ХХ века. Неповторимый облик городу придал величест­венный Николаевский собор, построенный в 1810-1850 годах, возможно, по проекту Монферрана.

Согласно старинной легенде, в 1380 году на помощь Мамаю спешили литовские отряды, но обоз вдруг остановился: ни кони, ни люди не могли сдвинуть с места маленькую тележку. Решили посмотреть, что там лежит, и увидели небольшой образ святителя Николая Чудотворца. Литовцы вздумали было посмеяться над ним, но насмешники тут же были убиты молнией. После этого литовское войско в ужасе бежало восвояси. На этом месте в Епифани был построен Николаевский храм. Первое документальное упоминание о нем относится к 1685 году. Храм несколько раз перестраивался, отстраивался заново и лишь к 1850 году обрел окончательный вид. Осмотрели также епифанский скит с древним храмом Успения Пресвятой Богородицы. Существует легенда, что во время нападения татар эта церковь становилась оборонительным центром, откуда оказывали сопротивление завоевателям русские патриоты. Первое историческое упоминание о храме относится к 1669 году. В последние десятилетия Успенс­кая церковь пришла в запустение, но с 2003 года попечением Свято-Троицкой Сергиевой Лавры здесь проводятся реставрационные работы, возобновлена богослужебная жизнь, создается монашеская обитель.

После посещения храмов Епифани путь королёвских паломников лежал в Себино — село, находящееся в двадцати километрах от Куликова поля, родину праведной блаженной Матроны Московской. В селе сохранился Свято-Успенский храм, где крестили Матронушку, здесь она в детстве и отрочестве любила бывать. Наши земляки помолились у чудотворной иконы «Взыскание погибших», написанной по указанию блаженной, узнали много нового для себя из жизни праведницы.

Блаженная Матрона (Никонова) родилась в 1885 году в этом селе в семье бедных крестьян. Девочка была слепой от рождения, но ей с детства были даны дары духовного рассуждения, прозорливости, непрестанной молитвы, чудо­творения и исцеления. Число исцеленных и наставленных на путь истинный жителей родного села, окрестных тульских земель, а также Москвы, куда она перебралась в 1925 году, измерялось тысячами. Несмотря на слепоту и телесную немощь (в 17 лет у нее отнялись ноги), Матрона принимала до сорока человек в день. Скончалась блаженная в 1952 году, была погребена на Даниловском кладбище, где сейчас её могилка — одно из мест массового паломничества.

Храм на Куликовом поле

Далее путь королёвцев лежал в знаковое для россиян место — мемориал на Красном холме близ поля Куликова. В честь победы русского воинства здесь в 1850 году был открыт памятник Дмитрию Донскому. Рядом в 1913–1918 годах построен храм Преподобного Сергия Радонежского. Сейчас храм-музей находится в совместном ведении Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Государственного музея-заповедника «Куликово поле». Начало сотрудничеству музея и лавры положил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в 2001 году совершивший здесь панихиду по воинам, павшим за Отечество, освятивший Памятный Крест при слиянии Дона и Непрядвы и Прощеный колодезь, где, по преданию, воины Дмитрия Донского омывали раны после битвы. Посетили королёвцы также и храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монас­тырщина, где, по преданию, находится братская могила русских воинов, павших в Куликовской битве. Храм на месте легендарного захоронения был возведен в 1865 — 1884 годах. В его создание внесли лепту император Александр III и многие известные деятели России. Ныне в храме находится ряд местночтимых икон, одна из которых — образ Божьей Матери «Неопалимая Купина» — в 2002 году она начала мироточить. Перед чудотворным образом в этом святом для каждого россиянина месте наши прихожане помолились о благополучии родной страны, имеющей столь древнюю и славную историю.

Светлана ПОПОВА