Как сторожевой пункт Серпухов возник ещё при первых московских удельных князьях. Впервые он упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты в 1339 году. Древняя Русь тогда была пленницей и данницей татаро-монголов. Исчезали под развалинами города, уничтожались и уводились в плен жители, осквернялись храмы. Во все времена Русь оберегала Пресвятая Божья Матерь, к Её милости прежде всего обращались русские люди: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» На Серпуховской земле при Ордынском нашествии за короткий срок было построено два монастыря, посвященных Божьей Матери. В 1360 году – в честь Владычицы Богородицы – Введенский владычный женский монастырь, основанный Святителем Алексием Московским, и построенный по его указанию преподобным Варлаамом Серпуховским, ставшим его первым настоятелем. В 1374 году – по заказу серпуховского князя Владимира Храброго и с благословения преподобного Сергия Радонежского был основан Высоцкий Богородицкий Серпуховской мужской монастырь. На протяжении нескольких столетий оба монастыря подвергались нападениям врагов, разрушались и заново отстраивались. В Высоцком в 1381 году был построен каменный собор Покрова Пресвятой Богородицы – в честь победы на Куликовом поле. Вплоть до эпохи Ивана Грозного серпуховские обители оставались одними из самых бедных на Руси. Лишь с конца XVI века, когда Серпухов примкнул к городам, верным московскому царю, они начали подниматься. Постепенно из укрепленного военного пункта Серпухов превращался в мирный торговый город. В XIX веке оба монастыря стали уже благоустроены и известны в России. Немалую роль в этом сыграла и явленная 1878 году и ставшая чудотворной икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», через которую Божья Матерь исцеляет страждущих от недуга пьянства.
Королёвских паломников радушно приняли во Введенском монастыре. Этот монастырь славится не только прекрасной древней архитектурой, но и покоящимися здесь святыми мощами преподобного Варлаама, через которые совершается много чудес. Поклонились святым мощам, помолились перед мироточивыми святынями, которых в монастыре хранится великое множество – это иконы Святителя Московского Алексия, святого мученика Феодота Анкирского, образ Великомученика и Победоносца Георгия (прозванный в народе «Потаенным»). Особого внимания заслуживает образ святого благоверного царевича Димитрия Угличского. Этот образ был подарен обители в 1607 году царём Василием Шуйским после победы близ Серпухова над войсками Лжедмитрия II.
Источают миро и другие образы, хранящиеся во Введенском Владычном монастыре – икона праведного Филарета Милостивого, святого мученика Иоанна Воина, Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского, Божией Матери «Всецарица», а также Крест «Голгофа». Особо почитаются чудотворные иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Королёвские паломники помолились у мироточащих икон, попросив о здравии своём и близких, благополучии своих домов и родного города. Посетили королёвцы и Высоцкий мужской монастырь, где поклонились могиле серпуховичей-воинов Засадного полка, павших в Куликовской битве.
Недалеко от Серпухова в 1515 году было положено начало Вознесенской Давидовой пустыни. Первостроителем обители был преподобный Давид, родом из князей Вяземских. Всеобщее почитание преподобного Давида началось после его кончины, когда у гроба подвижника стали происходить чудеса. Стала известна обитель русским государям, особое внимание оказывали ей цари Иоанн Грозный и Михаил Фёдорович.
Молитвами преподобного на Серпуховской земле был открыт святой источник родниковой воды близ деревни . Источник освящен во имя преподобного Давида, здесь построен храм, купальня и звонница.
Несмотря на начало мая, почти все отважились во славу Божию окунуться в воды святого источника. Многие захватили воду из Талежского источника с собой, чтобы дать отведать оставшимся в Королёве родным.
Возвращались от Серпуховских святынь усталые, но уже в предвкушении следующей поездки – в Новый Иерусалим, запланированной через неделю. Рассказ о ней читайте в следующем номере нашей газеты.
Татьяна Евдокимова