Сегодня мы слышали в Евангельском чтении, как на сороковой день после Воскресения Господь вывел Своих учеников на Елеонскую гору, благословил их и, отступив, стал на их глазах медленно возноситься на небо. Это было зрелище необыкновенное, никогда в жизни ученики ничего подобного не видели. Да, они слышали, Господь им много раз говорил об этом, но они не понимали. И вот теперь они своими глазами видели: Господь возносился зримо, неспешно. Никто не видел, как Господь воскресал, как Он восстал из гроба: так нужно было для укрепления нашей веры. Ведь после этого Он ещё целых сорок дней пребывал с нами на земле, обличал наше маловерие, наставлял нас и подготавливал к дню вещественного расставания с нами. Мы расстаёмся с нашими ближними, когда они умирают. И горюем, потому что знаем, что никогда больше в земной жизни не увидим их, и ещё, потому что не видим, что с ними дальше происходит, куда они идут. Мы, конечно, верим, нам хочется, чтобы они, наши близкие, родные, спаслись, вошли в Царство Небесное, то есть вознеслись на Небо. Но на самом деле нам ничего не известно, это для нас остаётся тайной. Сегодня же Господь эту тайну приоткрыл. Да, Господь и раньше говорил, что всех, кто верит в Него, слушает и исполняет, Он вознесёт с Собой на Небо, и будет с ними вечно. Так вот сегодня Господь и показал, как и куда мы можем пойти вслед за Ним, чтобы быть с Ним вечно: на Небо! Господь как бы прочертил всем нам вещественную траекторию восшествия по исходу души из тела от земли на небо. Чтобы мы сейчас, пока ещё живы и, следовательно, свободны, знали, куда нам, если хотим спастись, следовать за Ним. Когда на Тайной Вечери Господь говорил: «Я иду туда, куда вы сейчас не можете идти», ученики возмутились и оробели: «Как это, Ты говоришь, не можем идти? Мы всё время с Тобою были, с Тобою ходили. А теперь Ты от нас уходишь неизвестно куда». А Пётр вообще сказал: «Куда Ты пойдешь, я пойду, даже до смерти». Они так говорили, потому что не понимали еще святого Божьего Промысла о каждом из нас.
Вспомним, как сыновья Заведеевы спросили, когда Господь ещё только приближался к Иерусалиму, кому с какой стороны сидеть, слева или справа от Него, когда Он войдет в Свою славу. Остальные ученики возмутились: они ведь тоже хотели быть поближе к Богу. Мы теперь поражаемся их наивности и неосведомленности, забывая, что и спорили они, и возмущались, ещё не испытав ни ликования вместе со всем народом, когда Господь входил в Иерусалим, ни ужаса Голгофы и крестной смерти Учителя неделю спустя, ни чуда Его Воскресения.
Теперь-то мы вместе с Его учениками всё это знаем. Господь вещественно-зримо для нас вознёсся на Небо, возвратился туда, где Он мистически вечно и пребывал, одесную Бога Отца Своего Небесного. Тем самым Господь приоткрыл нам великую тайну Божьего Промысла о нашем спасении. Хотя эта тайна чрезвычайно велика и глубока и не подлежит исчерпывающему осмыслению ограниченным человеческим разумом, но мы её постигаем своей верой и любовью в ответ на Божью любовь и веру Бога в каждого из нас, в наше спасение.
Как и обещал, Господь показал нам сегодня не только путь, куда нам надо следовать за Ним после земной жизни, но и с каким багажом. Все грехи, что мы совершили вольно или невольно после крещальной купели, – это неподходящий багаж для следования за Христом. Эта тяжесть неподъемная для вознесения души на Небо. Надо с ней успеть расстаться, с этой тяжестью, в таинстве покаяния. Всякий раз после исповеди душа, побывавшая в бане пакибытия, то есть в бане очищения от своих грехов, бывает готова для соединения со Христом, готова шествовать на Небо. И это происходит всякий раз, когда мы соединяемся с Богом в таинстве Причастия ещё здесь, на земле. Это величайшая милость Божия! Господь любит нас, видит, что мы не готовы ещё расстаться с земной жизнью, нам надо ещё здесь потрудиться, но радость побывать душой на Небе Он даёт нам уже теперь. Чтобы мы всегда чувствовали и не забывали, что Царствие Небесное внутри нас есть.
Эту радость сегодня испытали те, кто причастился, кто исповедался и безгрешной душою взошёл на Небо. Оставаясь ещё здесь, на земле, мы взошли и соединились с Богом. Это ли не чудо?! Господь, когда возносился, показал нам, невежественным и боязливым, как это нестрашно и безбольно возноситься на Небо. Легко и просто, во всем Своём величии с телом и в одеянии, Господь на наших глазах возносился, чтобы мы не боялись, не пугались – как это? – куда это – на Небо? Землю, да, знаем, – и мы хоронили, и нас похоронят. Этот путь нам известен. Да, плачем, скорбим, но нам это знакомо. А как это – на Небо? И Господь нам показал.
Однако это всё – лишь вещественное зрение. На самом деле путь на Небо – это не возношение вверх, куда тянется наш взор посмотреть в синеву, различить что-то за облаками или, может быть, на облаках. Это всё ошибочное. Вознестись на Небо – это перейти в новый мир, который, как сказал апостол Павел, мы видим пока, как сквозь тусклое стекло. Мы прозираем этот мир своею верой. Как мы исповедуем в Символе Веры: «верую в воскресение мертвых и в жизнь будущего века». Вот это ожидание воскресения и жизни будущего века и есть преддверие Царства Небесного. Мы верим Спасителю, что Он ожидает нас как самых дорогих Своих гостей и насельников, что Он нам каждому уготовал места «злачные, светлые, чистые», для того чтобы там у нас не было проблем и забот, которые мы здесь непрестанно решаем с момента появления на свет. Решаем и жилищные проблемы, и материальные и прочие. Там же – всё уготовано. Обо всём позаботился Господь, когда вознесся на Небо, чтобы мы были счастливы. Чтобы мы были там в радости со всеми святыми, которые прошли этот земной путь и путь восшествия на Небо до нас. Теперь они там со Христом – видят, молятся за нас, показывают нам духовные пути, как нам здесь, на земле, следовать, чтобы не заблудиться и не попасть в сети врага, а безгрешно, неповрежденно взойти вслед за Спасителем на Небо и там вечно пребывать с Богом Отцом и Сыном и Святым Духом. Аминь.
Настоятель храма,
протоиерей Борис Куликовский