Теперь повсюду воскресли храмы, и Воскресение Христово мы должны праздновать там, а не на могилах близких. Всю Светлую Седмицу мы радуемся Воскресению Спасителя, и лишь во вторник второй седмицы должны вспомнить о наших дорогих усопших. Прежде всего — прийти в церковь, заказать панихиды, помолиться о спасении их душ, а уж затем — идти украшать могилы близких людей.
Придя на Радоницу к усопшим, зажгите на их могилах свечи, пропойте пасхальный тропарь, воскликните: «Христос Воскресе!», и вам с небес откликнутся ваши близкие. — «Воистину Воскресе!». И, быть может, вы даже услышите этот ответный возглас, как некогда услышал его некий монах Киево-Печерской лавры — придя в пещеры и воскликнув у могил старцев: «Христос Воскресе, отцы и братия!». Ведь в Пасху Красную на небесах ликуют во сто крат радостнее, чем у нас на земле.
Еще лучше, если вы не только сами пропоете тропарь и произнесете молитвы над усопшими, но и пригласите священника, дабы он совершил чин заупокойной литии — особого усердного моления о спасении душ усопших.
Украшать могильные холмы ни в коем случае не следует освященными пасхальными куличами и крашеными яйцами, как до сих пор принято у многих. Приносить еду умершим — язычество. Куличи и яйца должны быть съедены. Если у вас их избыток — отдайте нищим, но не бросайте на могильные холмы, где место цветам, радующим глаз.
А главным украшением могильного холма был и остается православный крест — знамение победы вечной жизни над смертью.
Кто-то из нас в этом году впервые встретит Пасху не с родным своим человеком, а придя к его могиле в день Радоницы… Печаль стиснет сердце. Но светлая и крылатая мечта о будущей встрече и о Пасхе, которую он будет праздновать на небесах, воссоединившись с любимой душой, да посетит печального в сию минуту и да обрадует его!
Александр СЕГЕНЬ, «Русский Дом», № 4, 2010 г. Печатается в сокращении.