ВИДЕНИЕ КОЛОКОЛОВ ХРАМА
Не громыхают, не глаголят,
Вздымая медные крыла,
А задушевно Божью волю
Передают колокола.
Они не бомкают грозово,
Звенят, подобно колоску,
Как будто дети без кроссовок
Бегут по белому песку.
Небес невидимое сито
Просеивает этот звук,
Как непорочная молитва
Благословляя все вокруг.
Почти два часа после полудня в воскресный день 18 апреля, возникая под куполом храма Рождества Пресвятой Богородицы, разливался над Костино колокольный звон.
Храм отмечал праздник колокольного звона.
В нем принимали участие педагоги Московского Колокольного центра, звонари храмов Пушкинского благочиния и все желающие.
Торжества начались с молебна. Его отслужил настоятель храма Борис (Куликовский), объявил праздник открытым.
И запели, зазвонили колокола. А во внутреннем дворике храма, прямо на земле, была расположена маленькая звонница для детей. На ней было установлено четыре небольших колокола, чтобы малыши могли рассмотреть их и сами извлечь из них звук.
День оказался необычным для теплой нынешней весны: ветреный, холодный, серотучный. Но то ли от того, что так трепетали ленты, украшавшие колокола, а звон лился сочно и чисто, было светло и радостно. Звонари показывали свое искусство.
Кто автор колокольного звона? Наверное, музыка в первую очередь принадлежит Небесному Композитору, но ее интерпретируют совершено разные по мастерству, настрою, вдохновению исполнители-звонари.
У каждого из них свой голос, своя песня, а точнее — звон. Кто сразу разрывает тишину мощными медными аккордами, кто нежно, с нарастанием звука.
Какие они разные, звонари! Среди них много молодых женщин, по-монашески строгих, но неотразимо красивых в своей одухотворенности, которая изливается в колокольных звонах.Большой благодарности за помощь в проведении этого праздника заслуживает Колокольный центр при Московской Патриархии. Как рассказал его директор Виктор Григорьевич Шариков, за 15 лет здесь воспитали 900 звонарей.
Сложно ли выучиться на звонаря? По крайней мере, потрудиться надо. Обязательно благословение батюшки. Ну и, разумеется, природные данные, в первую очередь — чувство ритма.
Как назвать исполнение на колоколах? Звонари не играют, они совершают звон. В их руках и душах — сочинение звона, импровизация, которая зависит от многих обстоятельств: как помолился, какое настроение, даже погода.
Научиться разговаривать на языке церковных колоколов никогда не поздно. Среди воспитанников Колокольного центра — звонари от 13 до 73 лет.
В третий раз Колокольный центр участвует в празднике храма Рождества Пресвятой Богородицы. А как возник этот праздник?
Отец Борис напомнил, что в 2007 году, в третье воскресенье по Пасхе, посвященное женам-мироносицам, состоялось освящение нижнего храма в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Тогда же и было получено благословение на ежегодное проведение праздника колокольного звона.
Присмотритесь к колоколу. По своей внешней форме он — не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божью благодать.
Церковный звон бывает двух видов: благовест (им прихожане созываются на службу) и собственно звон.
Благовест — это мерные удары в один большой колокол. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрене и литургии, точнее, к часам перед литургией.
Собственно звон — это когда звонят сразу во все колокола. Он разделяется на «трезвон», «двузвон», «перезвон».
Но есть еще «перебор» — медленный звон в каждый колокол поочередно, от малого до самого большого. «Перебор» иначе называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем.
Но он всегда завершается «трезвоном» как символом христианской радостной вести об общем воскресении.
Валерий КРАВЕЦ, стихи автора
Фото Владимира Круглова