Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Костино с конца XVII века изливал духовный свет в умы и сердца людей.
«Память их в род и род…»
В строительстве и украшении Богородицерождественской церкви принимало участие немало именитых владельцев села Костино. Подтверждением тому служат документы Центрального исторического архива г. Москвы (ЦИАМ).
В Ведомости о церкви Рождества Богородицы за 1916 год читаем:
«Церковь построена в 1689 году тщанием царского стольника Феодора Иванова Космина.» Род Косминых, владевших Костино около ста лет, вплоть до середины XVIII в., происходил из новгородских бояр. Феодор Иоанович начал возводить Богородицерождественскую церковь после смерти своего отца.
По названию церкви само село Костино тоже стало называться Богородское.
В 1829 году село Костино-Богородское становится собственностью княгини Екатерины Гавриловны Гагариной-Долгоруковой. В 1835 году на свои средства она проводит ремонт церкви.
В 1861 году имение переходит во владение дочери Екатерины Гавриловны — Варвары Никитичны Долгорукой. 24 октября 1862 года она обращается с прошением построить на свои средства каменную колокольню и паперть:
«Святейшаго Правительствующаго Синода Члену Высокопреосвященнейшему Филарету, Митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято- Троицкой Сергиевы Лавры СвященноАрхимандриту и разных орденов Кавалеру от дочери Гвардии Подпоручика княжны Варвары Никитиной Долгоруковой, Московского уезда Богородице Рождественской церкви Священника Ивана Иванова Третьякова
Покорнейшее прошение.
В имении моем Московскаго уезда селе Богородицком, Костине тож, находится каменная церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, при коей церкви имеется времянная деревянная колокольня; ныне я Долгорукова вознамерилась на собственный свой капитал, вместо той деревянной построить каменную колокольню, и приделать к церкви входную паперть.
Представляя при сем на благоразсмотрение Вашего Высокопреосвященства план означенной церкви и предполагаемой к построению колокольни и паперти.
Покорнейше просим Ваше Высокопреосвященство учинить милостивейшее Ваше Архипастырское благословение дозволить по тому плану произвести постройку каменной колокольни и паперти, о чем и сделать Ваше Начальническое кому следует предписание».
Накануне нового 1863 года Московская Духовная Консистория по указу Его Императорского Величества разрешение на строительство дала:
«Дозволить ей на свое иждивение построить новую каменную колокольню и при церкви паперть с теплом…»
Судя по сохранившимся снимкам, стоящая отдельно изящная пятиярусная колокольня кажется невесомо-воздушной.
изображения не найдены
30 августа 1863 года купец Розанов «пожертвовал от своего усердия для храма колокол в 40 пудов».
А. Н. Крафт
Последним владельцем усадьбы с 1901 по 1918 годы был Потомственный Почетный Гражданин, награжденный Золотой медалью на Анненской ленте, Александр Николаевич Крафт, который в 1903 году стал церковным старостой.
В 1913 году А.Н. Крафт проводит в церкви водяное отопление.
Читаем «Ведомость о церкви» за 1916 год:
«Дом для священнослужителей на церковной усадебной земле построен тщанием церковного старосты А.Н. Крафта и на его средства в 1915 году и составляют собственность церкви.Другие здания, принадлежащие церкви: каменная сторожка и 2 деревянных сарая.
Опись церковному имуществу заведена с 1856 года, хранится в целости.
Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью, Консисторией даны 1916 года, ведутся исправно, хранятся в целости.
Копии с метрических книг хранятся в целости с 1839 года.
Исповедные росписи находятся в целости с 1839 года.
Книги, до церковного круга подлежащие, — есть.
Церковные деньги в целости за ключем…
Имеющаяся в приходе школа — земская…».
В 1918 году Александр Николаевич со всем семейством — женой и пятью детьми — эмигрирует в Германию.
Гонения на Церковь
После октябрьского переворота 1917 года на долю Богородицерождественской церкви выпали все испытания, на которые был щедр трагический послереволюционный период истории нашей страны: сразу же начались жесточайшие гонения на Церковь.
В октябре 1918 года Патриарх Тихон обращается к Совету Народных Комиссаров с Посланием: «Реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к Небу и вынуждает сказать вам горькое слово правды. …Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению в какой-то… „контрреволюционности“. Вы глумитесь над служителями алтаря, заставляете епископов рыть окопы и посылаете священников на грязные работы. Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей… Вы заградили доступ в Московский Кремль — это священное достояние всего верующего народа».
В августе 1921 года Патриарх Тихон взывает «К народам мира и к православному человеку» о помощи голодающим.
Однако в 1922 году новая власть принимает Декрет об изъятии церковных ценностей — якобы для борьбы с голодом, охватившим территории с населением, по разным оценкам, от 15 до 30 миллионов человек.
В это трагическое время Владимир (Ульянов) Ленин в секретном письме членам Политбюро дает рекомендации: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления».
И далее: «…мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий. …Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии нам удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше» (19 марта 1922 года).
В феврале 1922 года Патриарх Тихон пишет: «Во всех храмах начались сборы денег… на оказание помощи голодающим. Мы нашли возможным разрешить… жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления… Мы призываем верующих чад Церкви… к пожертвованиям…». Но голос Русской Православной Церкви был заглушен, Патриарх Тихон объявлен врагом советской власти, а распоряжения советского правительства — немедленно воплощены в жизнь.
Не стала исключением и Богородицерождественская церковь. Вот выдержки из подлинных документов той поры: «Протокол Московской Уездной Комиссии об изъятии ценностей из церкви села Костино-Богородское Пролетарской волости» (по описям № 1 и № 2):
«5 мая 1922 года на основании постановления ВЦИК от 23 февраля с.г. и согласно мандата за № 1725 были изъяты церковные ценности. Общий вес изъятого серебра — 1 пуд 27,5 фунта (27,5 килограммов)».
В 1924 году в селе Костино была организована трудовая коммуна им. Ягоды, где перевоспитывались несовершеннолетние преступники.
26 марта 1926 года был составлен Договор между общиной Богородицерождественской церкви села Костино (62 человека, перечисленных поименно, включая восемь человек членов церковно-приходского Совета) и Московским Уездным Исполнительным Комитетом (в лице Московского Управления Милиции). Согласно Договору приходу передавались в бесплатное пользование каменная церковь и колокольня при ней со всеми церковными принадлежностями. Штат состоял из настоятеля, священника Васильева Павла Михайловича и псаломщика Аверкина Феодора Феодоровича.
изображения не найдены
Священномученик Алексий (Введенский)В 1930 году (до 22 июня) настоятелем церкви был протоиерей Алексей Григорьевич Введенский, погибший во время сталинских репрессий и причисленный Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2003 года к лику святых.
Вскоре Богородицерождественская церковь была разгромлена: уничтожен пятиярусный мраморный иконостас, исчезли иконы, утварь, в том числе святыня храма — чудотворная икона Смоленской Божией Матери, которая находилась в алтаре.
Во время Великой Отечественной войны в здании бывшей церкви размещался Костинский штаб противовоздушной обороны. После войны здесь устроили общежитие, затем открыли швейную мастерскую, фотолабораторию…
Полуразрушенное здание церкви без купола и креста простояло до середины 50-х годов XX века. В хрущевские времена храм был окончательно разрушен. Тогда же был снесен и дом причта. Ныне на месте храма стоит пятиэтажка (ул. Дзержинского, д. № 32), а по старинному кладбищу, прилегавшему к территории церкви, проходит улица Дзержинского…
План церковной земли 1916 г. с привязкой к современной карте города
СТРОИТЕЛИ И БЛАГОУКРАСИТЕЛИ
- Феодор Космин
- Илия Киреевский
- Екатерина Долгорукова
- Варвара Долгорукова
- Александр Крафт
СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ
- Священник Михаил Матвеев
- Священник Фома Прохоров
- Священник Иоанн Иверонов
- Священник Иоанн Третьяков
- Священник Константин Третьяков
- Священник Сергий Соловьев
- Священник Павел Васильев
- Священник Алексий Введенский
- Дьячок Аввакум Семенов
- Дьячок Савва Кузмин
- Дьячок Андрей Уразов
- Дьячок Алексей Долгоруков
- Пономарь Павел Зверев
- Пономарь Петр Лебедев
- Пономарь Павел Лебедев
- Псаломщик Владимир Георгиевский
- Псаломщик Феодор Аверкин
- 3 марта 1999 года настоятелем храма стал священник Борис Куликовский (с 2009 года — протоиерей).
«Костино, Богородское тожЪ», № 9 (11) 2009