Встреча Молодежного клуба, состоявшаяся 27 января, была посвящена теме любви и свободы.
Поэтические предпочтения наших участников как нельзя лучше соответствовали данной тематике. О свободе, любви и благодарности Богу в обрамлении чудесного пейзажа нам поведала Лилия через красивое стихотворение Владимира Набокова «Катится небо, дыша и блистая…». Восторженной любовью проникнуто произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Она поет, и звуки тают», загадочно-философской – Бориса Пастернака «Любить иных – тяжелый крест», нежной и ностальгической – Федора Ивановича Тютчева «Последняя любовь», разочарованием, тихой печалью и любовью к свободе – Тамары Шараповой «Снег пушистою дымкой клубится..», нежной и драгоценной любовью – Расула Гамзатова «Любовь к тебе».
В стихотворении протоиерея Андрея Логвинова «Блажен, кто в заводи святой…» находим рассуждения о подвиге христианской, жертвенной любви и о блаженстве того, кто «за други душу положил и переплавил ад в молитвы». А поэтические строки Игоря Бизюка «Тяжелый грех мы на душу берем…» проникнуты любовью к родителям и призывают быть нежнее, добрее и внимательнее к своим самым близким людям, которые посвятили нам свою жизнь и нуждаются в нашем душевном тепле, ласке и заботе, в нашей благодарной любви.
Отец Борис, комментируя данную тему, отметил, что «Любовь не прекращается никогда, она только восходит в свой бесконечный зенит». Говоря же о поэзии в целом, батюшка выделил два основных направления: 1) Ностальгия и сожаление о прошедшем. 2) На основании прошедшего устремление к новому, упование на будущее. Второй взгляд на жизнь, в литературе и в реальности, более правилен, перспективен и спасителен.
О любви, как реализации своей человеческой свободы, рассказал в просмотренном нами фрагменте Рождественского интервью Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Святейший отметил, что семья – это радость и подвиг, потому что в семье приходится добровольно ограничивать свою свободу, через то реализуя ее. И семейную жизнь можно либо принимать, как бесценный дар Божий, обогащающий жизнь, делающий ее полной, либо как обузу и лишние проблемы, от которых человек стремится освободиться. В отношении к семье проявляется порядочность человека, его готовность жертвовать собой ради других.
Вторая важная тема, поднятая Патриархом, касалась темы свободы и использования гаджетов. На людей оказывают сильное влияние два фактора: удобство и удовольствие. Использование современных цифровых и компьютерных средств информации — это удобно и приятно, но и опасно. Использование гаджета делает человека уязвимым, поскольку раскрывает его личную информацию третьим лицам. Доступ к конфиденциальной информации огромного количества людей, целых стран, легко может быть сконцентрирован в одних руках, а контроль из одной точки – это предвестие прихода антихриста. Поэтому здесь речь идет не о противостоянии Церкви научно-техническому прогрессу, а о том, что сама структура современной информационно-технической индустрии представляет собой опасность глобального масштаба.
С другой стороны, человеческую свободу ограничивает и личная зависимость от гаджетов. Человек, поглощенный технологией, уходит из реального мира в виртуальную реальность, разрушая свою личность. Ведь люди при непосредственном межличностном общении обмениваются не только мыслями и чувствами, но и своим настроением, своими проявлениями или «энергиями». Это не значит, что всем православным нужно отказываться от гаджетов. Как говорил апостол Павел, «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Сол. 5:21). Необходимо правильно использовать свою свободу, не попадая в рабство, не попадая ни в какую зависимость.
Отец Борис, комментируя последнюю мысль Патриарха Кирилла, подчеркнул, что человек богоподобен, он – существо телесное и духовное, и вот этой своей духовностью, «энергией духа» мы и обмениваемся при встрече и общении друг с другом. Гаджет при всем своем удобстве не может заменить личного общения, присутствия живого человека.
Следующая тема, разбираемая в клубе, была посвящена толкованию отрывка из Евангелия от Иоанна, в котором повествуется о первом чуде Господа Иисуса Христа, совершенном на браке в Канне Галилейской. Роман Фринк нам подробно рассказал о евангельском событии, указав, что претворение Господом воды в вино на свадьбе является благословением брака. В раю Бог благословил первых людей – Адама и Еву, заповедав им плодиться и размножаться, и наполнять землю, и теперь первым чудом воплотившегося Господа стало благословение брачных отношений, супружеской любви.
Рома обратил внимание на интересный момент, ссылаясь на блаженного Феофилакта Болгарского: шесть каменных водоносов, которые были наполнены водой, превратившейся в хорошее вино, символизируют пять чувств человека и его разум. Как без Бога они находятся в расслабленном состоянии, так с благодатью Божией приобретают новую силу и новые возможности.
Отец Борис указал на то, что брак олицетворяет собой жизнь, а вино – это чувства. В начале семейных отношений любовь, радость, счастье – все играет яркими красками, и супруги восторгаются друг другом. С течением времени, жизненными трудностями, семейными проблемами чувства, как вино, выдыхаются, приедаются. Присутствие Бога в жизни семьи делает чувства истинными, крепкими, сильными и цельными, не теряющими своей насыщенности и важности. Распорядитель пира похвалил жениха, что он хорошее вино сохранил до конца пира. Господь Своей благодатью воду семейной рутины для супругов способен превратить в настоящее вино истинной любви, взаимной верности, преданности и благодарности друг другу и Богу.
О любви, стремлении к семейной жизни и последствиях этих чаяний мы прочитали по ролям в рассказе Антона Павловича Чехова «Зеркало».
Нелли, молоденькая, хорошенькая дочь помещика-генерала гадает в предновогоднюю ночь, всматриваясь в зеркала. Она очень хочет влюбиться, выйти замуж, посвятить свою жизнь мужу и быть счастливой. Но в полудрёме девушка видит свою дальнейшую семейную жизнь совсем не в радужном свете: безденежье и заложенное имение, страх за детей, болезнь и смерть мужа. В теме рассказа воплощена мечта девушек о счастливой любви и семейном благополучии. Но автор показывает, что эти мечты не всегда совпадают с реальностью и в жизни всё может оказаться гораздо прозаичнее и даже трагичнее. А может, это лишь наваждение, порожденное маловерием девушки и суеверными «обычаями» гадать в Святки на радость нечистым силам?
Второй рассказ, более веселый и даже юморной, «Восклицательный знак», поднимает важную тему задетого человеческого честолюбия, гордости и болезненной реакции на критику. Главный персонаж – Ефим Фомич Перекладин – человек семейный, 40 лет проработал коллежским секретарем и вроде был счастлив, пока однажды в гостях не услышал о себе много нового и интересного. Сын статского советника выставил его в неприглядном свете, указав, что опыт опытом, а образование для работников пера – штука необходимая. Перекладин не может справиться со своими эмоциями, теряет покой и сон, пытаясь доказать себе самому, что достоин быть тем, кем является.
В ходе повествования мы наблюдаем, как ущемленная гордость может поглотить человека, доведя его практически до полусумасшедшего состояния с навязчивыми снами и беседами со знаками препинания.
Второй важный аспект, который, возможно, не столь очевиден, таков: слово – это оружие, поэтому необходимо следить за тем, что мы говорим нашим ближним, чтобы в пустом суетном разговоре не ранить человека ненароком, лишив его самообладания и покоя.
Подводя итог встречи, напрашивается мысль, что наше счастье зависит от нас самих. Ведь Бог создал нас свободными, и в нашей власти употребить эту свободу на радость всем, особенно же – Богу и ближнему!