Статьи

Икона «Похвала Пресвятой Богородицы»

Празднование Похвалы Пресвятой Богородицы установлено в воспоминание чудесного спасения Константинополя в 626 году от персов и аваров.

изображения не найдены

Празднование Похвалы Пресвятой Богородицы установлено в воспоминание чудесного спасения Константинополя в 626 году от персов и аваров.

Император Ираклий, чтобы отвлечь персидское войско от своей столицы, вторгся в пределы их страны. Его отсутствием вероломно воспользовался хан аварский и осадил почти беззащитный Царьград. Патриарх Сергий при стечении множества народа совершил крестный ход по стенам города с Влахернской иконой Божией Матери. При погружении в тихие воды залива честной ризы Пресвятой Богородицы море взволновалось и потопило вражеские корабли, бывшие на суше недруги также были изгнаны. Народ, утешенный столь явной и быстрой помощью Пресвятой Девы, целую ночь, стоя за богослужением во Влахернском храме, приносил небесной Заступнице горячие, усердные молитвы хвалы и благодарности.

В память чуда спасения города диакон Константинопольской Церкви Григорий Писидийский составил акафист, что значит «неседальный» — моление, во время которого не полагается сидеть. Акафист есть похвала Божией Матери, состоит из 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно с 24-мя буквами греческого алфавита, каждая песнь начинается с соответствующей буквы. По содержанию акафист делится на две части: историческую, в которой излагается история воплощения и первых лет жизни Сына Божия, и догматически-нравоучительную, изображающую в кондаках таинство воплощения, а в икосах величие Божией Матери. По образцу этого акафиста составлено множество других, посвященных праздникам, чудотворным иконам и почитаемым святым.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе во Влахернском храме, но позднее был внесён в устав святого Саввы Студийского и в церковные богослужебные книги, и с того времени стал общим для всей Восточной Церкви.

Православный календарь