О проблеме младостарчества написано немало. Однако вести о священниках с псевдоправославными взглядами, которые сколачивают многочисленные общины, появляются и сегодня. О людях, которые пострадали от этого явления и нуждаются в помощи, мы беседуем с психологом православного кризисного центра Михаилом Хасьминским.
— В каком состоянии приходят к вам в центр люди из младостарческих общин? Кто попадает в такие общины? Только лишь те, кто недавно начал духовный поиск?
— Безусловно, люди обращаются за помощью, когда переживают состояние тяжелого психологического кризиса. Человек, вырвавшийся из младостарческой общины, ощущает себя во многом так же, как тот, кто пережил насилие. По сути, в большинстве случаев отношение младостарца со своим «духовным чадом» и есть насилие над личностью, которое может рядиться в одежды послушания. Любому человеку, который слышит от священника слово «послушание», неплохо сначала почитать святых отцов, разобраться, что это такое. То, что сегодня — при свободном доступе к информации — продолжают существовать псевдоправославные общины, во многом обусловлено ленью и нежеланием разобраться в основах веры.
Среди тех, кто обращался в наш центр с подобными проблемами, были и неофиты, и те, кто всю жизнь в Церкви.
— Почему люди выбирают именно младостарческие общины?
— Главная причина потери ориентиров — духовное состояние человека. Если человеку хочется видеть свою принадлежность к чему-то высокому, а работать над собой нет большого желания, то легко свернуть с истинного пути. Вне зависимости от уровня образования и интеллекта люди ловятся на своей собственной гордыне. Отношения в разных младостарческих приходах складываются примерно по одной и той же схеме. Так, как будто там собрались люди «особым образом избранные». Батюшка на таком приходе — обычно харизматичный лидер. В глазах прихожан он — обладатель неких особых даров — молитвенника, прозорливца. И в какой-то момент такой священник для своей паствы загораживает Христа. Прихожане обычно не осознают этого, ведь батюшка про Христа постоянно говорит. Им кажется, что всё нормально, что они нашли счастье в батюшке. Иногда можно наблюдать даже эйфорию.
— Каковы симптомы, которые должны насторожить?
— Очень часто в таких храмах пропагандируется личная преданность приходу: «Если ты ушел в другой приход, ты уже не наш. Ты изменил нашему батюшке». Так вот, когда кто-то слышит про измену батюшке, то надо бежать из этого прихода. Потому что это явное искажение. В христианстве нет ваших и наших приходов, нет благодатного и безблагодатного причастия.
Еще в таких приходах может пропагандироваться особая идея, вокруг которой вся жизнь прихода крутится — всеобщее покаяние, ИНН, конец света, спасение вдали от цивилизации и т. п. Также очень часто от лидеров подобных общин — батюшек, старост, приближенных к батюшке — можно слышать осуждение священноначалия — архиерея, благочинного, других священников и т. д., вымыслы, клевету, полуправду, а иногда, к сожалению, и правду. Это делается лидерами общин, чтобы выделить «наших», показать собственную «праведность» и «избранность» за счет тех людей, которых такой священник осуждает.
Еще одним отличительным симптомом младостарчества на приходе является разделение внутри прихода: более приближенные к батюшке ставят себя выше, чем менее приближенные, работающие в храме противопоставляют себя остальным прихожанам. Иногда это принимает формы дедовщины при полном попустительстве самого руководителя общины.
Ну и конечно, часто в такой общине хитро и не явно навязывается лжепонимание смирения и послушания.
— В какой момент к человеку приходит понимание того, что они заблудился в своих исканиях?
— Когда общение со священником плавно перетекает в зависимость. Сама суть веры при этом отходит на второй план. Можно быть зависимым от алкоголя, от игры, а можно от батюшки, который дает тебе то, что ты хочешь. К примеру, говорит, что ты близок к Богу, ты замечательный человек. А чтобы вновь услышать эти лестные слова, необходимо взамен обеспечить подчинение или предоставить какие-то услуги — деньги, транспорт. Таких священников духовная жизнь своего чада интересует меньше собственных интересов. И поэтому часто они легко отпускают грехи: «Ну что, как дела? Завтра едем? Ну, хорошо». Исповедь закончена. Либо другая крайность — очень подробная исповедь во всех деталях. И вердикт, который может звучать примерно так: «Необходимо послушание. Чтобы от тебя бесы отошли».
— Насколько реально человеку в такой ситуации вернуться к православию? Каковы пути выхода из кризиса?
— Выход — в правильной духовной жизни. У человека, который занимается своей душой, а не какой-то мишурой, гораздо меньше шансов примкнуть к младостарческой общине. К факторам риска относятся личные свойства — желание видеть себя более значимым, чем на самом деле, слабая склонность к анализу, склонность воспринимать мир через чувствование. Пока человек не осознает, что приоритетна внутренняя работа над собой, а не окормление особым священником, мало что может измениться.
— Если на ложном пути оказался кто-то из близких, что можно сделать?
— Обычно в таких сообществах человек быстро теряет связь с реальностью и уходит в иллюзорные представления. К нему приходит убеждение, что он избранный, отличается от своих домашних, даже спасает их. Признать в такой ситуации: «мне запудрили мозги, я был не прав» очень сложно. Нужно большое мужество. Не у многих оно есть. Сам батюшка-младостарец может пребывать в состоянии, близком к прелести. То же самое проявляется и у приближенных. Это как индуцированная психическая болезнь. Если здоровые люди находятся в тесном контакте с психически больным, у них могут появиться симптомы психической болезни. Если очаг болезни изолировать, есть шанс вернуться к нормальному состоянию.
Достучаться до человека, который находится в состоянии прелести, невероятно сложно. Тогда нужно попробовать достучаться до настоятеля храма, до благочинного. Привлекать других священников, чтобы разобраться в проблеме, рационально объяснить пострадавшему, что он на ложном пути. Здесь, как в любой болезни: чем раньше заметили, чем раньше начали лечение, тем меньше ущерб. И всё же тех, кто уходит в сектантские приходы, очень сложно реабилитировать.
— Часто в скорби человек склонен искать особого, прозорливого батюшку, который, может быть, «отмолит» его или его близких и все у них пойдет хорошо.
В скорби человек мало склонен к анализу. Он хочет как можно быстрее предпринять что-либо, чтобы прекратить боль, делает всё, что бы ни сказали, чтобы помочь себе. В тяжелых жизненных обстоятельствах человек легче поддается манипуляции. Что предложит обычный священник? Прежде всего, работу над собой. Результаты возможны по воле Божьей, но никто не скажет точных сроков. Однако, когда случается беда, человек может сделать вывод, что в обычном приходе Бог его не услышал, его там нет, а есть он в другом месте. И человек начинает вновь искать Бога, опору, понимание. Нужно только помнить, что опрометчивые, необдуманные шаги в этом направлении весьма рискованны.
Если человек приходит со своей бедой в младостарческую общину — ему предлагается всё и сразу. Обработка может начаться с того, что у вновь прибывшего вызовут чувство вины — объяснят, за что именно ему посланы жизненные испытания, когда именно он прогневил Бога. Либо ему говорят что-то в таком духе: «У нас община необыкновенная, давай к нам, и всё у тебя наладится». В этом случае одна из опасностей в том, что человек перестает воспринимать свое духовное состояние объективно. Не представляет себя как конкретную душу, а идентифицирует с общиной.
— Какие меры профилактики можно предпринять. Искоренять наивность? Преодолевать невежество? Избавляться от лени?
Надо знать, что если ты встаешь на духовный путь, неизбежны соблазны. Доверять Богу — не значит доверять всем людям подряд, даже если они в рясах, даже если они священники. Нужно постараться не допустить ситуации, когда слепой ведет слепого. Относиться к жизни трезво: все люди, и все могут ошибаться. И в то же время не впадать в уныние. Если с вами нечестно или непрофессионально поступили в районной поликлинике, вы вряд ли полностью откажетесь от общения с врачами. Вы отдаете себе отчет, что, конечно, все врачи должны служить больному, но бывают такие, которые, например, служат только своим финансовым интересам. То же самое можно сказать и об учителях, милиционерах, представителях других профессий. У всех благородное призвание, но честно выполнять свою работу не у всех хватает сил. К батюшке почему-то зачастую идут чуть ли не как к святому, ожидая чудес, почести оказывают. И вот в этот момент у него закрадываются сомнения: «А может, я правда такой? Может, мое благословение и правда благодатно?». При этом все забывают, что благословение-то — Божие. Убеждение, что все священники должны быть святыми, пагубно. Это один из факторов, который создает младостарцев.
Вера Ветрова.
Сайт «Православие и мир» — www.pravmir.ru