Статьи

Первоверховные апостолы Пётр и Павел

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — праздником, который по своему уставу, по своему значению в круге церковных богослужений приравнивается к двунадесятым. И, в отличие даже от некоторых двунадесятых праздников, перед этим днём Церковь вступает в пост, чтобы достойным образом приготовить себя к прославлению имени святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

А почему так происходит? Почему установлен особый литургический период времени для того, чтобы мы подготовились к празднику святых апостолов Петра и Павла? Это неслучайно. В древности пост, который мы сегодня в просторечии называем «Петровым», именовался Апостольским, и был он посвящён воспоминаниям о подвигах святых апостолов, первые из которых — Пётр и Павел. Потому что подвиг апостольский несравним ни с чем, что было совершено после них в Церкви — ни с мученичествами, ни с исповедничеством, ни с благочестивой жизнью. Потому что в результате их трудов слово, которое они приняли от Спасителя, будучи Его самовидцами, распространилось по всей Вселенной.

Что же находится в центре этого апостольского служения? Внешне оно выглядит как проповедь, как миссия. Действительно, так и было. Люди не узнали бы о Христе, если бы апостолы остались в Иерусалиме, а тем более в уютной, с хорошим климатом Галилее. Если бы первая апостольская община после страданий, смерти и Воскресения Господа ушла в Галилею и осталась там навсегда — о, как бы им было хорошо! Как бы они замечательно завершили свою жизнь —в радости, в мире, в спокойствии, окружённые своими единомышленниками!

Не того требовал от Своих учеников Спаситель. Он потребовал, чтобы они пошли даже до края земли (Деян. 1:8), — и они пошли. Никакого уюта, никакого приятного климата, никакой вкусной пищи, никакого окружения друзей — одни испытания. Апостол Павел, говоря о своей жизни, сообщает страшные детали: пять раз он был избиваем плетьми, получив без малого 200 ударов, трижды его били палками, один раз побивали камнями, стремясь умертвить. Его путешествия были связаны с испытаниями, с бурями, с нападениями от разбойников, от властей и даже от лжебратьев (см. 2 Кор. 11:21-12:9). Не было покоя, не было мира, не было отпусков или выходных дней — вся жизнь была отдана апостольскому служению. Апостол — это посланник, это свидетель, и свидетельству о Христе была отдана вся жизнь.

Но если не только с внешней стороны посмот­реть на апостольское служение, но попытаться понять, что является его сердцевиной, то понять это невозможно без сегодняшнего Евангельского чтения (Мф. 16:13-19). Господь обращается к апостолам и спрашивает: за кого Меня почитают люди? Ему отвечают: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию-пророка, которому надлежало придти в мир, третьи за пророка Иере­мию. И, обращаясь к апостолам, Спаситель задает им самый важный вопрос: а вы за кого Меня почитаете? И тогда Пётр отвечает: Ты — Христос, то есть Спаситель, обетованный Мессия, Сын Бога Живаго.

Эти слова явились исповеданием веры. Именно исповедание веры лежит в сердцевине апостольского служения. Исповедание — это не только публичная артикуляция неких вероучительных истин. Исповедание — это утверждение абсолютного, непреходящего значения того, что апостолы получили от Самого Спасителя. Исповедание есть утверждение системы ценностей, выше которых нет ничего.

Но если бы апостолы говорили только словами о Христе, о Евангельских ценностях, рассказывая людям то, что им сообщил Спаситель, то это не было бы исповедничеством. Требовалось, чтобы не только словом — всей жизнью своею они свидетельствовали истину слов о Спасителе. И вся жизнь апостолов, в первую очередь первоверховных Петра и Павла, была этим исповедничеством, сопровождавшимся скорбями, болезнями, гонениями и завершившимся смертью — насильственной, мученической смертью.

Вот почему, говоря об исповедничестве, святитель Иоанн Златоуст говорит, что больше этой добродетели нет ничего, что исповедничество нельзя сравнить ни с чем другим. И в подтверж­дение приводит слова из Евангелия: кто исповедует Меня перед людьми, того Я исповедую пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10:32). А значит, всякого, кто исповедует Христа — словом, делом, жизнью, страданием и даже смертью, — того Сын Божий будет исповедовать пред лицом Отца Своего Небесного. Какая же ещё добродетель заслуживает такой награды? И прав святитель Иоанн Златоуст: нет выше добродетели. А потому нет в этом мире ничего выше и значимее апостольского служения.

Апостолы почили. А кто же продолжает это служение? Может быть, оно пресеклось? Последующие поколения христиан, Церковь Христова, возглавляемая епископами, наследниками и преемниками апостольского служения, продолжают это историческое странствие, в центре которого — исповедание веры в Господа и Спасителя нашего.

И никогда это исповедание не было лёгким. Оно чаще всего сопровождалось враж­дебной реакцией людей, не желавших или неспособных воспринять слово апостольской проповеди. Иногда эта реакция приобретала чудовищные размеры и страшный характер насильственной борьбы с христианством. И мы знаем, как первые три века христианской истории были омрачены кровавыми гонениями.

Но ведь не пресеклось исповедничество! Не убоялись те древние епископы, священники, верующие во Христа мужчины, женщины, дети нести миру исповедание о Господе и Спасителе. Вся последующая история доносит до нас свидетельства о мученических и исповеднических подвигах. И многократно в этой истории отобразились и побитие камнями, и скорби, которые принял на себя апостол Павел, которые приняли на себя все 12 учеников Спасителя, и только один из них по особому Божие­му снисхождению избег насильственной смерти — то был Иоанн Богослов.

Мы с вами члены той самой Церкви, которая была основана Господом, которая была проповедана святыми апостолами, в центре которой было самое великое и славное деяние — исповедание веры. Сегодня мы живём в условиях, когда это исповедание не сопровождается риском потери здоровья или жизни, нет никаких открытых гонений. Но не было ни одной эпохи, ни одного десятилетия за все две с лишним тысячи лет христианства, когда исповедание имени Иисуса Христа, Сына Бога Живаго, не сопровождалось бы скорбями и трудностями. В этом смысле и сегодня наша эпоха не отличается от других, но несёт в себе, конечно, совершенно иные вызовы, с которыми Церковь сталкивается на пути осуществления своего апостольского служения.

И поэтому мы постом приуготовляем себя к встрече дня святых апостолов. Каждый должен быть на их месте — и епископ, и священник, и диакон, и мирянин, потому что мы — Апостольская Церковь, и Господь от нас ждёт и требует исповедничества. И чтобы быть готовыми исповедовать свою веру — словом, делом, а если нужно, то и страданиями, — мы должны быть внутренне, духовно сильными, сосредоточенными на этом апостольском подвиге.

Вот Церковь и предлагает нам поститься перед этими святыми днями празднования памяти святых апостолов, размышлять о своей великой ответственности за сохранение веры в истории рода человеческого. Верим, что и сегодня, как и в прошлом, многие и многие люди воспринимают как дело своей жизни свидетельство о Господе и в меру своих сил продолжают апостольское служение Церкви. И в этом величественном кафедральном соборе Петра и Павла мы обращаемся к ним с молитвой всех нас укрепить в верности Господу, дабы их дивный подвиг явился для нас примером, укрепляющим каждого в его следовании за Христом. Аминь.

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла