Начало установления Апостольского поста восходит к глубокой древности. Он заповедуется уже в Апостольских постановлениях.
Впервые упоминает о нём «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век). Тогда этот пост никак не связывался с апостолами, просто он давал возможность попоститься тем, кто не смог поститься в Великий пост, – «да постятся по окончании праздничного ряда» (от Пасхи до Троицы).
Петров пост утвердился, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.
С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся всё более частыми. О нём упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.
Пётр и Павел – два столпа веры, два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и пламенный оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути.
Пётр (старший брат апостола Андрея Первозванного) первоначально назывался Симоном. Имя Кифа (Пётр), означающее «скала, камень», было дано ему Христом.
Не отягощённый образованием и учёностью Пётр был простым и искренним человеком, имел очень живой образ мышления, в характере – горячность. Пётр был участником многих событий, описанных в Евангелии. Именно его тёщу исцелил Христос, – и это было одно из первых чудес. Пётр участвовал в ловле рыбы, когда после долгих безрезультатных попыток поймать хоть что-нибудь, по слову Христа сети рыбаков наполнились рыбой настолько, что стали рваться под тяжестью улова. В тот момент Пётр впервые признал во Христе Господа, ужаснулся и в священном, благоговейном страхе стал умолять Христа: «Выйди от меня, ибо я человек грешный».
Апостол Пётр вместе с апостолами Иоанном и Иаковом были свидетелями Преображения Христа на горе Фавор и через некоторое время – его страданий в Гефсиманском саду. Там же Пётр отсёк ухо одному из стражников, пришедших схватить Христа. Пётр искренне уверял Христа, что никогда не отречётся от Него, но отрёкся. Тут же осознал совершённый грех, раскаялся и горько плакал.
Петра называют Апостолом надежды христианской. Ведь он нашёл в себе силы признать своё предательство и сокрушённо плакать о своей, столь знакомой всем нам слабости. И после покаяния именно его Господь трижды утверждает в апостольском звании словами «паси овец моих».
Апостол Пётр первым содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа. После его проповеди перед народом в день Пятидесятницы 3000 человек обратились ко Христу. Когда он исцелил хромого от рождения и произнёс свою вторую проповедь, ещё 5000 иудеев приняли христаинство. Духовная сила, исходившая от апостола Петра, была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15). Апостольская деятельность Петра описывается в первых двенадцати главах Деяний.
В 42 году по Рождестве Христовом внук Ирода Великого, Ирод Агриппа I, воздвиг гонение на христиан. Он приказал убить апостола Иоакова Зеведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошёл Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушёл из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нём ещё только раз при рассказе об Апостольском соборе.
По преданию, вдохновившему Генрика Сенкевича на написание целого романа «Камо грядеши», римские христиане опасались, что Петра подвергнут тяжелейшим пыткам и издевательствам, и уговорили его спастись бегством. Но, покидая Рим, Пётр увидел идущего ему навстречу Христа.
«Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперёд, на лице изображались изумление, радость, восторг.
Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас:
– Христос! Христос!
И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика:
– Quo vadis, Domine? (в переводе с лат. «Куда идешь, Господи?»).
До ушей Петра донёсся грустный ласковый голос:
– Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие.
Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Пётр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города.
Видя это, юноша повторил как эхо:
– Quo vadis, Domine?
– В Рим, – тихо отвечал апостол».
Павел был совершенно противоположен Петру: сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей».
Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиозного наставника), а потому сразу же по окончании своего образования проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой. Может быть, по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.
Господь, усмотревший в нём «сосуд избранный» Себе, на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, и он ослеп. Из света раздался голос: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведённый под руки в Дамаск Савл был научен вере и на третий день крещён Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. Из Дамаска он отправился в Аравию, а затем вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.
Ярость иудеев, возмущённых его обращением ко Христу, заставила Павла бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Евреи-эллинисты хотели убить его, поэтому он отправился в свой родной город Тарс. Около 43 года он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим.
Обращение Павла состоялось на 30-м году его жизни, последующие 30 лет прошли в апостольском служении. Пережив личную встречу со Христом, Павел свидетельствует о Нём перед народами. Он совершает несколько миссионерских путешествий и проповедует в Аравии, Сирии, Палестине, на Кипре, в Антиохии, в Афинах и многих других городах. Всюду творит чудеса и… терпит гонения. Он основал множество поместных Церквей, к ним он и обращает свои знаменитые послания.
Апостол Павел, как и апостол Пётр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.
День апостолов Петра и Павла – это призыв к миссионерству: если ты сам получил утешение в молитве, был свидетелем чуда, если ты обрёл дар веры, то не храни его только для себя – поделись им с другим, помоги и тому, кто рядом, увидеть то, чего он пока не знает. Конечно, немногие сегодня ходят в миссионерские походы, и не для всех это возможно. Но есть одно миссионерство, которое доступно каждому человеку, – быть для всех солнышком, как говорил прп. Амвросий Оптинский: «Жить – не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – моё почтение!»
Святитель Филарет Московский пишет, что праздники святых в Церкви зовутся днями памяти не случайно, но по апостольскому завету «поминайте наставники ваша, подражайте вере их». В день памяти святых апостолов Петра и Павла полезно вспомнить, что долг апостольства лежит на каждом христианине. Все мы, в какой бы среде ни находились, являемся апостолами, то есть «посланниками». Церковь христианская называется апостольской, а значит члены её, христиане, имеют великую честь свидетельствовать о Христе и делиться радостью о Господе.