Да простят меня читатели, но я не буду говорить о высоком. Жизнь наша в своем повседневном течении довольно прозаична. И еще. Как сказал приснопамятный митрополит Антоний Сурожский, «проповедь надо говорить не вот этим людям, а никому, кроме как самому себе». Поэтому буду говорить применительно прежде всего к своей ситуации: отец семейства — священник, пытающийся еще и заниматься наукой, жена почти всё свое время посвящает детям, которых у нас четверо.
Пища. Начнем с неглавного. Если кратко, то можно сказать так: пища, которую мы едим постом, должна быть по возможности простой. А меру поста (точнее — меру воздержания от различных видов пищи) пусть каждый определяет для себя сам. Ведь понятно, что по уставу, монашескому в своей основе, практически никто из мирян не постится. Не можешь есть картошку всухомятку, без растительного масла? Лей и не смущайся. Нужна тебе рыба? Ешь (ну хотя бы по субботам-воскресеньям). Здоровье не позволяет обходиться без молочного? Пей кефир, получай кальций с творогом. А вот когда начинаются рассуждения о кальмарах и прочих морских гадах — это уже не пост. Когда мы с интересом листаем книгу под названием «Кухня православного поста» (на обложке которой упитанный монах символизирует вкусное и здоровое питание) — это не воздержание. Пища вообще не должна занимать наш ум во время поста. Сел, поел — и живешь дальше.
Ближние. Есть такие люди (наверное, они святые), которые ездят в детские дома, в больницы, в хосписы, которые тратят на других не только деньги, не только время — они отдают ближним самих себя, впуская в свою душу чужое горе, чужую боль. Таких людей мало. Я не отношусь к их числу. Наверное, то же могут сказать о себе и многие из читателей. Что же нам делать? Признать, что мы не лучше язычников, которые любят любящих их. Признать это — и постараться быть хотя бы не хуже этих самых язычников, то есть людей, далеких от Христа и от Церкви.
Кто же любит нас? Это, конечно, супруги, родители, дети. Тот, кто бесконечно дорог нам и кого мы порой просто не замечаем. Пост — самое подходящее время для того, чтобы увидеть: рядом с нами — домашние, которые нуждаются в нашем внимании, тепле, помощи. Пусть муж начнет с того, что будет хотя бы иногда мыть посуду и выносить мусор. Пусть жена встретит пришедшего с работы мужа, поцелует его и накормит ужином. Родители — поиграют с детьми, а не будут отмахиваться от них, как от назойливых мух. Дети — не будут вопить в субботу утром, а дадут маме и папе в кои веки поспать. И пусть вся семья хотя бы раз в день садится за общий стол. Потому что даже таких простых вещей, как семейный обед, в нашей жизни почти не осталось.
Молитва. Как мы молимся? Так, что становится стыдно называться христианином. А если ты еще и священник… Попробуем исправить ситуацию. Не надо замахиваться на то, что заведомо невозможно (а порой и неполезно). Посмотрим, как обстоит дело в обычные дни, вне поста. Утреннее правило читаем либо в сверхкратком варианте, либо где-то уже ближе к обеду (потому что с самого утра — куча домашних дел). Значит, надо стараться читать правило своевременно — как только встали утром. Читать, по возможности, полностью. Времени это занимает немного — около 15 минут. А польза, как всякий может убедиться, немалая.
С вечерним правилом обычно сложнее: вечером — тоже домашние дела, но еще и спать смертельно хочется. Что же, если вы не за рулем, то можно ведь читать молитвы и в метро, по дороге с работы. Всё лучше, чем разглядывать рекламу! Очень хорошо читать постом Священное Писание, в том числе Ветхий Завет. И здесь тоже не надо непомерных подвигов. На будничных службах Великого поста читаются каждый день небольшие отрывки их трех ветхозаветных книг — Бытия, пророка Исаии и Притчей Соломона. Вот эти-то книги было бы хорошо прочесть за пост. А если душа лежит к книге Иова или же к историческим библейским повествованиям — что ж, и этого никто не запретит.
Богослужение. Великим постом много красивых, неповторимых служб. Хотелось бы ходить в храм почаще. Но дома — неприготовленный обед, ненаписанная статья, непрочитанный учебник. Да и вообще — нет сил. Есть ли выход? Конечно. Во-первых, всё же стоит сходить на самые-самые важные службы — походить на Великий канон на первой седмице, выбраться хотя бы раз на Преждеосвященную, помолиться на Мариином стоянии, постоять у Креста в Великую Пятницу. А во-вторых, у нас, слава Богу, есть возможность иметь богослужебные книги дома. И если комплект Миней не каждый может себе позволить приобрести (да еще и поставить некуда), то купить Постную Триодь и ежедневно читать ее хотя бы понемногу — любому по плечу. Да можно даже и не покупать — все или почти все богослужебные тексты лежат в Сети. А если что-то непонятно по-церковнославянски — пожалуйста, имеются русские переводы.
Борьба со страстями. Многие замечали, что как только начинается пост — сразу начинаются искушения. Что же, эти искушения надо благодарно принимать. Ведь благодаря им мы видим, где наши слабые места. Не поели вовремя — становимся раздражительными. Слышим упреки в свой адрес — обижаемся. Не успеваем сделать то, что обещали, — унываем. Это не значит, что мы стали хуже. Просто Господь дает нам хоть немножко увидеть самих себя в истинном облике. Немножко — потому что увидеть «себя любимого» во всем своем безобразии просто страшно, мы этого не вынесем. Но то, что мы видим, — отправная точка для работы над собой, тема для исповеди, предмет исправления.
Пост — хороший повод бросить наконец курить, излечиться от сериалозависимости, засунуть подальше диски с компьютерными игрушками. У католиков есть понятие великопостных постановлений: христианин дает обещание воздерживаться в течение поста от чего-то недолжного или, напротив, делать какие-то добрые дела. Думается, православным было бы нехудо перенять этот обычай, избегая, впрочем, излишней формализации своей жизни.
Интернет. У кого есть Интернет, тот знает, как трудно порой бывает оторваться от компьютера — ведь по ту сторону экрана столько интересных людей, с которыми хочется поговорить, столько дураков, которые этого о себе еще не знают, столько нахалов, которых надо поставить на место. Но вот приходит пост — и мы понимаем, что нужно что-то менять. Можем ли мы отказаться от переписки по мэйлу? Вряд ли. Надо ли дать обет молчания и ничего не писать в ЖЖ? Не уверен. Но вот от чего совершенно определенно можно и нужно воздерживаться и в пост, и в прочие дни — это от бесцельного хождения со страницы на страницу, от ссылки к ссылке, от одного материала, который нам неинтересен, к другой статье, которую мы и не собирались читать. Вот здесь надо поставить себе твердый заслон — иначе вся наша жизнь пройдет мимо нас. А ведь она нам дана совсем не для этого.
Может быть, для большинства читателей всё вышеперечисленное — пройденный этап. Искренне рад, если это действительно так. В таком случае мне остается только пожелать им непрестанного восхождения к высотам духа и попросить молитв обо мне и моей семье.
Священник Феодор Людоговский.
Сайт «Православие и мир» — www.pravmir.ru