Статьи

«Только веруйте…»

«Кто будет веровать…, тот спасен будет», и «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 16:16; 9:23), — сказал Господь.

— Какое счастье! Только веруй — и спасёшься!..

— Как, только веровать?.. Сиди себе спокойно, сложа руки, веруй и — спасёшься?! Если Господь такое значение придаёт вере, то что же за чудо такое, вера? И как она «работает»?

«Вера… есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Это — универсальное определение веры для всех случаев жизни, данное апостолом Павлом на все времена (Евр. 11:1).

Голодный человек. Чтобы утолить голод, он работает и на заработанные деньги приобретает пропитание. Он знает, ему обещано, что он получит ожидаемое, то есть деньги. И потом — пищу. У него договор с работодателем, как это видно в притче «О работниках в винограднике» (см. Мф., 20:1-16). Работники верили своему работодателю, что тот их не обманет.

Бывает, что человек очень хочет, но не может сразу найти себе работу. Но и о таких заботится Бог. В течение дня в притче хозяин виноградника несколько раз выходит и обретает всё новых и новых, «праздно» стоящих в ожидании найма. Наконец, в 11-м часу (12-тичасового рабочего дня) хозяин последний раз выходит и опять обретает несчастных, поскольку никто «не нанял их». Они не отчаялись, не ушли «с биржи труда», верили! И — были вознаграждены: «Идите и вы в виноградник мой, — услышали они, — и еже будет праведно, приимите». То есть получите ожидаемое.

Неужели трудно догадаться, что люди, стоявшие весь день в ожидании заработка, не дремали, а напряжённо «осуществляли ожидаемое»? Они верили и молились!

Как часто приходится слышать на исповеди: «Чего только я не предпринял, чтобы выздоровел мой ребёнок! И к «бабкам» ходил, и к колдунам, экстрасенсам, психологам, врачам… и всё — зря. Только деньги потратил. Остаётся теперь одно: сесть и молиться!».

Человек даже не подозревает, что вышел на единственно правильное решение, и с него надо было начинать: и ребёнок давно был бы здоров, и родитель спасётся. Молитва как осуществление ожидаемого — единственный труд, имеющий ценность в глазах Бога. Это — работа веры.

— Да, но сеятель может и без молитвы посеять — и получить урожай. Инженер — создать машину, ракету, самолёт — и всё это будет работать и приносить пользу.

— И получать заслуженный хлеб насущный. Вся деятельность человека без молитвы подобна собиранию белочкой орешков про запас в своё гнездо, чтобы не бедствовать зимою.

Человек же — подобие Божие. Бог ждёт от человека подобных Себе черт, деятельности, движения души: веры, молитвы и любви.

Парадокс: мы, верующие православные христиане, зачастую после утреннего молитвенного правила можем весь день, до позднего вечера не вспомнить о Боге. Помним о том, что любим: о детях, о жене (муже), как выглядим, правильно ли припарковали свою «ласточку» и т.д. В этом смысле мы мало чем отличаемся от белочки, язычников, атеистов.

Бог же нам говорит о вере.

Древние люди верили в Бога, но хотели говорить с Ним с высоты Вавилонской башни (Быт. 1:4), «на равных». Верили, что Он есть, но не доверяли Ему. Так договор «о мирном сосуществовании» составляют две стороны, не уверенные в своём превосходстве. До поры, до времени. Пока либо не полюбят друг друга, либо какая-нибудь из сторон, почувствовав превосходство, не нападёт на другую.

Поэтому вера никогда не бывает одна, сама по себе. Только совместно с любовью. В противном случае вера вырождается в суеверие, любовь — в самолюбление.

Там, где нет любви, нет по большому счёту и веры. Обычно мы называем верой ответ на вопрос: «Бог есть?» — «Есть». Значит, человек верит.

Но и бесы верят, что Бог есть. Ещё как верят! И ненавидят Его. Ну, хорошо, человек любит Бога. Он знает, что нужно прочитать молитвенное правило. Прочёл. В уме щёлкает вспышка: «Дело сделано!». И сразу приступает к любимому занятию. Например, осуждение: «В каком красивом платье вчера показалась в обществе эта уродина N. Весь вечер кривлялась, все только и смотрели на её новое платье, ни на кого больше не обращали внимания, хотя в зале присутствовали по-настоящему достойные люди».

Вера — это не состояние души: не верил — и вдруг поверил, стал другим человеком. Ничего подобного! Как верил человек во что попало, так и продолжает верить: кто в «светлое будущее», кто в удачу и т.д. Вот если человек «увидел» Бога, открытие сделал такое, то это — победа. Он увидел, куда ему «грести» через «житейское море». Увидел маяк, Цель.

Теперь человеку надлежит направить веру свою к этой Цели.

Вера — это духовный локомотив души, осуществление ожидаемого. Любовь — горючее. Ожидаемое у верующего человека — Царство Небесное.

Об этом и говорит апостол Павел. Цель жизни верующего человека — осуществление того, что, уверовав, ожидает он и в каком направлении работает: быть рядом (хорошо, как можно ближе!) с Богом. О том же, кстати, просили Иисуса и братья Зеведеевы, Иаков и Иоанн, перед Его последним входом в Иерусалим (Мф. 20:23). Так что в самом желании быть в вечности как можно ближе к Богу нет ничего зазорного. Этого же хочет и Бог. И верит в это.

Согласие веры с любовью в душе человека удерживается его совестью.

Всё это — веру, любовь и совесть — мы видим и у Бога: Бог любит нас (опереживающей любовью, как любят родители ребёнка); Бог верит в наше спасение (с этой верой Он и пускает нас в земную жизнь); совесть, как она знакома нам, у Бога является Его желанием, Его Святою волей.

Беда только, что мы, православные хрис­тиане, иногда теплохладны к Его желанию, Его воле. По разным причинам, главная из которых — наша нелюбовь к Богу. Она проявляется через нелюбовь к ближнему, зависть, осуждение. От этого Бог предостерегает нас на каждом шагу.

Возможно, где-то в безвестной деревенской глубинке живёт человек, знакомый лишь с Евангелием. Зато он хорошо знает землю и трудно добывает хлеб свой насущный. Но если он живёт по совести, любит ближних и молится Богу, то можно не сомневаться: Бог с радостью примет его в Своё Царство Небесное, в жизнь вечную.

Настоятель храма протоиерей Борис Куликовский