Паломничество

Валаамский монастырь: северный феникс

Этим летом мне посчастливилось побывать на Валааме, острове-святыне, острове – музее под открытым небом. Посещение «северной твердыни Православия» оставило в душе яркое, волнующее впечатление.

Добиралась на теплоходе: в летний сезон они регулярно отправляются из Северной столицы к Ладожскому озеру, крупнейшему в Европе. Причём существуют как туристические, так и паломнические рейсы на Валаам (в последних пристальное внимание уделяется именно православному аспекту путешествия. Впрочем, не обходят его и организаторы «обычных» рейсов. Ведь история Валаама неразрывно связана с историей Православия: дивная, величественная северная природа лишь служит для неё великолепным обрамлением.).

А вот назван главный остров Валаамского архипелага, как полагают ученые, по имени языческого бога – Велеса (Ваала), и с ижорского наречия так и переводится – «земля Ваала». Православная обитель, основанная преподобными чудотворцами Валаамскими Сергием и Германом на главном острове архипелага (насчитывающего около 200 островов), пришла на смену языческому капищу.

Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама, где благословил острова крестом. Житие святого Авраама Ростовского свидетельствует, что уже в Х веке на острове существовало монастырское братство, управляемое игуменом. Основателями монашества на Валааме считаются преподобные Сергий и Герман, греческие священноиноки. Летописи свидетельствуют, что их «любовь к Богу была неразлучна, молитва непрестанна, нрав кроток, пост, бдение и труды – пределы естества превосходящие».

Кто продолжил на Валааме монашескую жизнь после кончины основателей, неизвестно. Для свершения бого­служений на острове был возведен деревянный храм Святой Троицы. Постепенно о Валаамском монастыре узнали в Новгороде, Пскове, Ростове. К числу замечательных подвижников этого времени принадлежит постриженик Валаамской обители преподобный Авраамий, основатель Ростовского Богоявленского монастыря.

Во времена регулярных в этих местах вражеских нашествий монастырь много раз переживал опустошения: на долгие десятилетия прерывалась иноческое служение, уничтожались храмы, монастырские святыни, разграблялись монастырская библиотека и хранилище рукописей. В одном из пожаров, в частности, было утрачено житие преподобных Сергия и Германа. Одиннадцатый век стал временем первых испытаний для монастыря. Потерпев поражение от русских, шведы, подходя на судах к архипелагу, грабили и жгли мирные поселения, не щадя и обители. Новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163 году. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли их обратно на Валаам. Опасаясь новых нападений, «иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников». Там они пребывают и поныне. В память о возвращении мощей в обитель ежегодно 24 сентября совершается церковное празднество.

До первого разорения Валаам назывался «обителью Пресвятой Троицы». Деревянный монастырь был уничтожен шведами до основания, затем его отстроили из камня и освятили во имя Преображения Господня.

В ХVI веке, когда шведы вновь начали воевать с Россией, Валаам снова подвергся нападению. 20 февраля 1578 года, преследуя православных, шведы истребили в монастыре 18 благочестивых старцев и 16 послушников, не пожелавших отречься от своей веры.

После заключения в 1595 году мира со Швецией России были возвращены древние новгородские земли. Царь Феодор Иоаннович, отправляя воевод в Корелу – Кексгольм, не забыл и Валаамскую обитель. В ответ на донесение боярина Бориса Годунова о разграблении монастыря «людьми свейскими» царь повелел средствами из казны возобновить обитель и предоставил ей владение вотчиной, рыбными ловлями и угодьями.

С основания монастыря и до новейшего времени он славился своими подвижниками. Среди них – инок Корнилий, преподобный Арсений Коневский (ХII век), преподобные Александр Свирский, Савватий Соловецкий, Ефросин Синоезерский (ХV век), Афанасий Завалишин, инок Геннадий (впоследствии архимандрит Чудова монастыря, причисленный к лику святых), святой Адриан Ондрусовский (ХIV век).

Далёкую северную обитель издревле жаловали русские государи, предоставляя монастырю различные льготы. Ещё Великий князь Василий Иоаннович в 1507 году даровал игумену Иоакиму с братией жалованную грамоту. Монастырские крестьяне освобождались ею от пошлин и повинностей, в монас­тырских владениях запрещалось бить зверей и рубить лес. В 1534 году эти права подтвердил и царь Иоанн Васильевич. В 1588 году Иоанн Грозный, сокрушаясь о невинных жертвах своего гнева, прислал на Валаам синодик для вечного поминовения.

Валаам. Часовня иконы Божией Матери «Знамение»

Валаам. Часовня иконы Божией Матери «Знамение»

Уникальная связь Валаама и царствующего дома запечатлена в монастырских часовнях, поклонных крестах, колоколах, иконах. На памятной стеле с именами «высочайших особ, изволивших посетить Валаамский монастырь», зафиксированы как реальные, так и легендарные события. К последним относится посещение острова императором Петром Великим, хотя документальных свидетельств тому не найдено, а также указ императора от 1715 года, согласно которому, как верили монахи, обитель была возрождена после столетнего запустения в результате победы над шведами и возвращения территории Карелии Российскому государству в ходе Северной войны. Несмотря на то, что Синод в 1736 году установил: «О строении того монастыря государя императора указа не имеется», легенде об участии Петра I в возрождении монастыря была суждена долгая жизнь. Продолжает список Александр I, в 1819 году положивший начало традиции личных посещений Валаама членами царской фамилии. С тех пор на острове считали своим долгом побывать многие её представители.

Отдельно в списке легенд о коронованных особах, связанных с Валаамом, стоит предание о шведском короле Магнусе. Оно гласит, что в 1371 году валаамские иноки спасли венценосного шведа, выброшенного ладожскими водами на берег острова. Буря разбила корабль, на котором король Магнус II Смек предпринимал очередной завоевательный поход на православные земли. Трое суток волны носили короля по озеру. Чудом спасённый правитель решил принять Православие и остаток дней своих посвятить Богу. Оставив завещание и сменив царскую одежду на иноческую, он принял великую схиму с именем Григорий, а через три дня после пострига скончался. Валаамские старцы погребли схимонаха Григория на братском кладбище, где и сейчас можно видеть его могилу.

Два столетия после окончания Северной войны жизнь в обители протекала мирно. Новые бедствия постигли её с началом Первой мировой. В 1914 году 264 монастырских насельника были призваны на фронт. После октябрьского переворота 1917 года Финляндия получила независимость, и Валаам оказался на её территории, что позволило на несколько десятилетий сохранить обитель. В 1918 году, с образованием на Валааме Финляндского гарнизона, въезд сюда богомольцам был запрещён, но позже эти правила смягчились. В 1923 году Финляндская Православная церковь перешла на Григорианский календарный стиль, что повлекло раскол среди монахов Валаамской братии. Однако в 1920-1930 годы Валаам, как и в былые времена, притягивал богомольцев, среди которых в основном были русские эмигранты. Для них обитель была островком ушедшей в историю дореволюционной Руси. Обитель посещали паломнические группы из Эстонии, Финляндии и других стран. С одной из таких групп на Валаам приезжал священник из Таллина Михаил Ридигер с маленьким сыном Алексеем, будущим Патриархом Русской Православной Церкви.

Как провидчески сказал в 1936 году о Валаамском монастыре русский писатель Иван Шмелёв: «Придёт время, и расцветут подросшие цветы духовные. Господний посев не истребится!»

В ходе Советско-Финской войны территория Валаама перешла к Советскому Союзу. С 1940 года началось планомерное разрушение обители, длившееся до конца 1980-х. Братия была выселена с острова ещё до Великой Отечественной. Большинство построек разрушено полностью, от других остались руины. Сначала здесь был создан совхоз, затем, с 1952 по 1984 год, на острове находился дом инвалидов.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

Конец 1980-х годов стал первым этапом восстановления обители. По инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (позже – Патриарха всея Руси) 18 сентября 1989 года Совет министров Карелии передал в пользование Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор с внутренним каре и расположенные рядом скиты. Первые шесть насельников прибыли на остров в том же году и разместились в бывшем изоляторе дома инвалидов. С приездом монахов возобновилась духовная жизнь на острове, начали проводиться службы в нижнем, полуразрушенном храме Преподобных Сергия и Германа, и одновременно – реставрационные работы. В 1990 году Валаамский монастырь получил статус Ставропигального, то есть перешёл в непосредственное ведение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. При неустанном попечении Алексия Второго в обители восстанавливались храмы и скиты, налаживалась духовная и хозяйственная жизнь. Сегодняшним паломникам с трудом верится, что ещё 20 лет назад монастырь лежал в руинах. Поражает взор величественный белоснежный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1887 – 1896 годах. Он возведён на месте, где покоятся в скале мощи Преподобных Сергия и Германа, там, где стояли до него несколько последовательно уничтожавшихся за бурную историю острова храмов. Службы в храме были прекращены в 1940 году, а в конце 1980-х собор был восстановлен и заново освящён. Одной из главных святынь храма является Чудотворная икона Божьей Матери Валаамской. Из сохранившихся исторических зданий на острове привлекают внимание Благовещенская часовня и Каретный дом (ХVIII век). Из 13 дореволюционных скитов на сегодня восстановлены 11, каждый из них имеет свой неповторимый облик и историю. Заново отстроены несколько церквей и часовен, келейные здания. Паломники посещают также Старое Братское кладбище и удивительный монастырский сад, где цветут и плодоносят деревья, выживание которых в этих северных широтах специалистам-биологам кажется невозможным. Да и в целом жизнь Валаамского монастыря, столько раз погибавшего и возрождавшегося, подобно Северному Фениксу, производит впечатление чуда. Однако паломники могут увидеть это чудо собственными глазами…

Светлана Попова