Паломничество

Два Иерусалима

16 июля наши прихожане совершили поездку по Звенигородской земле — в Воскресенский Ново-Иерусалимский и Саввино-Сторожевский монастыри. Паломничество было трудным, поскольку путешественники собрались самого разного возраста, здоровья, физической подготовки и эрудиции. Для многих поездка стала искушением, испытывающим их смирение, терпение, христианское человеколюбие и прощение.

Поездка не случайно называлась «Два Иерусалима». Два Иерусалима – это Иерусалим материальный, земной, и Иерусалим горний, небесный, как символ Царства Небесного.  Мы много говорили о символах в христианстве вообще и в древнерусской культуре в частности. Изучали отражение христианских представлений о мироустройстве в древнем градостроительстве, и особенно — в устройстве Ново-Иерусалимского монастыря, который патриарх Никон с 1656 года строил по образу и подобию Иерусалима палестинского и Иерусалима как первообраза, описанного в Откровениях Иоанна Богослова.
По дороге в Истру мы были впечатлены рассказом гида о полных бурных событий биографиях двух великих исторических личностей — патриарха Никона и его антагониста, протопопа Аввакума, ставшего одной из главных движущих сил церковного раскола XVII века.
В Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре наконец-то заканчивается почти полувековая реставрация. Уже готова ротонда, главная архитектурная достопримечательность монастыря. В Воскресенском храме ведется служба, сопровождающаяся дивным пением насельников монастыря.  Вернулись на свои места ярославские изразцы, которые были утрачены еще в ходе первой реставрации по проекту Б.Растрелли. Мы отстояли очередь, чтобы войти в кувуклию — часовню Гроба Господня, Божьим промыслом уцелевшую в ходе обоих разрушений 1723 и 1942 годов,
На территории обители и на ее стенах еще ведутся строительно-реставрационные работы. Для того, чтобы попасть в Гефсиманский садик к скиту патриарха Никона, в который он удалился после оставления патриаршей кафедры в 1658 году, нам пришлось обойти просторную территорию монастыря по проселочным дорожкам и временным деревянным лестницам. Только там, вдали от туристической суеты, мы смогли прочувствовать целительную тишину Нового Иерусалима.

После обеда мы совершили своего рода путешествие назад во времени и обратились к концепции Небесного Звенигорода, которую на русской земле развивали преподобный Савва Сторожевский и великий князь Юрий Звенигородский, сын святого благоверного князя Дмитрия Донского. Очень красиво месторасположение Саввино-Сторожевского монастыря. С горы Сторожевской открывается живописный вид на Москву-реку и окрестности города Звенигорода. Основал святую обитель, по просьбе князя Юрия Звенигородского, преподобный Савва — один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, духовник Троицкой обители. В 1404 — 1407 гг. была возведена церковь во имя Рождества Богородицы — главный собор монастыря. Обитель всегда пользовалась благоволением русских государей и долгое время, вплоть до конца XVIII в., занимала главенствующее положение в ряду подмосковных монастырей, сейчас она возрождается к духовной жизни. В 1998 г. святые мощи преподобного Саввы были торжественно возвращены монастырю.  Память о том времени, когда имя города «звенело» по Руси, хранит древний Успенский собор «на Городке» (1399 — 1400 гг.). Из Успенского собора родом знаменитый Звенигородский чин Андрея Рублева, который сейчас хранится в Третьяковской галерее, а в соборе осталась икона-ровесница, пережившая поновление более поздним мастером.

Во время экскурсии мы узнали немало интересных фактов из жизни преподобного Саввы, а также о его святой помощи русским людям и всей Русской земле по его смерти. Спасение «тишайшего» царя Алексея Михайловича Романова от разъярённого медведя во время охоты по молитвам к преподобному и Божьей Матери, необычайное спасение обители во время Отечественной войны 1812 года: явление преподобного Саввы принцу Евгению Богарнэ – только малая толика чудес, совершившихся и совершающихся по молитвам великого русского подвижника.

Юрий Звенигородский внес неоценимый вклад в русскую историю, построив три из четырех сохранившихся до наших дней собора, ставших выдающимися образцами раннемосковского зодчества. Это Успенский и Рождественский соборы в Звенигороде и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.

Тема нашей поездки «Два Иерусалима» имела и еще одну объединяющую идею: после своего разрыва с патриархом Никоном, царь Алексей Михайлович перенес свою резиденцию в Звенигород, построив на территории монастыря два теремных дворца, которые пользовались такой популярностью среди современников, что дорогу туда стали называть Царский путь, а мы знаем ее под именем Рублевка.

К сожалению, новые правила не позволили туристическому автобусу подъехать к самим воротам монастыря, и финальную часть путешествия до Саввинского скита по крутейшему спуску паломники проделали пешком. Особенно тяжело пришлось нашим паломникам, которые передвигаются при помощи костылей и палок. Но на середине пути попутная машина подвезла их до стен монастыря.  На территории скита тишина, уединенность, живописные окрестности, какая-то особая атмосфера. Тут же пещера преподобного Саввы, место его молитвенных подвигов. По преданию, земля как бы вскипела в этом месте и окаменела, поэтому пещера не обрушивается, хотя своды её никак не укреплены.

Последним святым местом, которое посетили в этот день, был святой источник. Многие наши путешественники не только набрали воды из источника, но и искупались в купальне. Омовение в чудотворном источнике придало всем сил, укрепило тело и возвысило дух.

На обратном пути, глядя на мелькавшие за окном подмосковные пейзажи и вспоминая испытанное всеми ощущение благоговейного трепета, я думала о том, что «мы все спешим за чудесами» куда-то в дальние края, а они, эти «чудеса», совсем рядом, в нашем родном Подмосковье. Как хорошо, что у нас появилась возможность узнать свой чудесный край лучше!

Слава Богу за все!

Наталья Васильева