20 января состоялась очередная встреча нашего Молодежного клуба, которой предшествовали события Рождества Христова, святые дни и праздник Богоявления.
В этот раз мы много рассуждали о преображении человека, его стремлении к счастью, гармонии¸ совершенству, о истинных и ложных чудесах, о поиске Бога и вере в Него. И это совсем не удивительно, ведь еще вчера мы в храме праздновали Крещение Господне: вместе с пророком и Предтечей Иоанном были свидетелями схождения Святого Духа в виде голубя на Христа и гласа Бога Отца, именующего Иисуса из Назарета Своим Сыном возлюбленным; молились о ниспослании благодати Святого Духа на воду во время Великого освящения и с трепетом несли домой драгоценную святыню.
Красивое и лаконичное стихотворение Ивана Лебединского «На Иордане» в ярких красках представило события Крещения Господня, когда людям был «явлен Триединый Бог». В этот раз выбранные участниками встречи поэтические строки затрагивали философские темы о доброте и гармонии с собой, другими людьми и окружающим миром. В произведении Ольги Гудковой «Ты можешь быть» подчеркнута мысль о том, что большое счастье для человека – научиться быть собой. Всем известный «Парус» Михаила Юрьевича Лермонтова также посвящен метаниям души в поисках истинных целей и ценностей. Постоянное беспокойство, стремление к мятежности, бури, разрушению и хаосу – это попытка отыскать мир и ту самую истинную гармонию, которая возможна только в Боге.
Тему вечных ценностей продолжило стихотворение Татьяны Крыловой «Калина», в котором с течением жизни и приобретением горького опыта через ошибки и преткновения, находим понимание истинной значимости человека, важности не его внешности, а внутренних качеств, и поэтому мы «красоту на доброту души меняем». Результат такой жизненной позиции изобразил князь Владимир Палей в своем произведении «Нам хорошо вдвоем». Отрадная картина счастливой семейной жизни двух любящих людей согревает сердце и радует душу.
Роберт Рождественский идет дальше и в стихотворении «Мы совпали с тобой, совпали» поднимает важный вопрос о единодушии и единомыслии, гармонии людей, живущих в одном месте, в одну эпоху. Отец Борис продолжил мысль поэта, сказав, что это подлинное чувство совпадения – великий дар Божий, великое счастье, когда люди оказываются рядом, не раньше, не позже, а здесь и сейчас. Мы редко совпадаем, все время куда-то торопимся, спешим, не чувствуем ни современника, ни соотечественника. И вот так совпасть – войти в унисон с ближними – большое и важное дело.
После этих слов вполне логичным кажется призыв поэтессы и писателя Нины Павловой: «Раздайте все хорошее другим!» То, что мы успели отдать людям во время этой земной жизни, останется с нами в вечности, поэтому не стоит жалеть душевной теплоты, ласки и любви для тех, кто в этом нуждается. Может быть, через помощь ближним мы удостоимся чуда радостной, не постыдной встречи с Богом.
Тему истинного чуда и ложных, суеверных представлений о празднике Богоявления продолжил видеоролик священника Владимира Панарина. Батюшка ясно и доходчиво объясняет, что Крещение Господне и Богоявление – это один и тот же праздник, что вода, освящаемая во время Великого водосвятия в Крещенский сочельник 18 января такая же, как и освященная во время молебна в самый день праздника Богоявления. Что купание в проруби в полночь не освобождает человека от грехов и вообще не имеет никакого отношения к церковным канонам, являясь лишь народной традицией. Что святая Крещенская вода – агиасма – это не магический инструмент, а святыня, и через нее воздействует Святой Дух, Который дышит, где хочет. Поэтому к освященной воде надо относиться с благоговением и верой, использовать в освящение, исцеление и укрепление души и тела, принимая вместе с просфорой утром желательно натощак, и окропляя ею свои дома. Еще священник особо отметил пагубную традицию святочных гаданий, подчеркнув, что любые гадания кажутся попыткой совершить чудо, заглянуть в будущее, а на самом деле – это призывание в свою жизнь злых падших духов и предательство, отвержение Бога. Гадание – это серьезный грех, в котором обязательно надо каяться на исповеди.
Прекрасной иллюстрацией прихода человека к Богу и зарождения истинной веры через явленное чудо стало толкование Жанной Гребневой отрывка на Евангелие от Иоанна (Ин. 1:43-51). Этот эпизод повествует о призывании Господом апостолов Филиппа и Нафанаила. Нафанаил, услышав от друга, что Христос, сын Иосифов из Назарета – это и есть долгожданный Мессия, не верит ему, говоря: «из Назарета может ли быть что доброе?» Но по вере и любви к своему другу следует за ним ко Христу. Господь, желая утвердить в вере искреннего человека, «в котором нет лукавства», указывает на то, что видел его под смоковницей прежде, чем с ним заговорил Филипп. Видимо, в тот момент Нафанаил пережил особый духовный опыт, потому что эти простые слова удостоверили его в том, что перед ним Господь. И он сразу без колебаний исповедует свою веру: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». А Господь за его веру обещает ему показать и другие чудеса: «Будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Чудеса, которые совершает Господь, не обладают явным, поражающим воображение и порабощающим чувства и разум эффектом. Они смиренны, скромны и ненавязчивы, но явны для того, на кого они направлены.
В завершение нашей встречи мы читали по ролям заключительный и самый сказочно-оптимистичный отрывок из повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством». Добро главенствует над злом – кузнец Вакула, оседлав черта, летит по ночному небу в Санкт-Петербург во дворец к самой императрице и просит у нее драгоценные царские башмачки – черевички для своей возлюбленной невесты. Тем временем в Диканьке ходят упорные слухи о кончине кузнеца: то ли утопился, то ли повесился – никто толком не знает. Оксана не верит в самоубийство Вакулы, потому что знает его как человека набожного, но страшно переживает о потере своего самого обаятельного и упорного поклонника, и, всю ночь вспоминая добрые качества кузнеца, к утру окончательно в него влюбляется.
А Вакула тем временем возвращается в родное село, «благодарит» черта за оказанную услугу хворостиной, с подарками идет к Чубу, примиряется с ним и просит руки Оксаны. Так начинается его счастливая семейная жизнь.
В конце произведения автор изобразил яркую картину дальнейшей жизни молодой семьи: красавица Оксана стала счастливой матерью и хозяйкой добротного дома, Вакула принес церковное покаяние с епитимьей: выкрасил весь левый клирос и даже на одной из стен храма нарисовал черта там, где ему и полагается быть – в аду. Вот такие чудесные события случились в Ночь перед Рождеством Христовым в Диканьке.
И пусть в нашей повседневной жизни не происходят столь явные и удивительные чудеса, но будем стараться замечать чудесное в каждом дне, ведь вся наша жизнь – это самое настоящее чудо и подарок Божий.