Паломничество

Серебро Кижского ожерелья

В хмурые осенние дни приятно вспоминать поездки, предпринятые летом, особенно если проходили они по местам, значимым для истории отечества и Православия. Подобные воспоминания заряжают мощной духовной энергией.

Такое путешествие удалось этим летом совершить и мне. Я побывала в Кижах, несравненной жемчужине Русского Севера. Чтобы взглянуть на неё, тысячи иностранных туристов проделывают далёкий путь в Карелию. Жителю же Подмосковья достаточно добраться до Северной столицы, откуда регулярно отправляются на Кижи теплоходы.

Так поступила и я – и спустя несколько суток любовалась Онежским озером и островами, на большем из которых располагается музей под открытым небом – Кижский погост, в 1993 году включённый в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Те, кому посчастливилось побывать здесь и воочию убедиться в уникальности древнего архитектурного ансамбля, подтвердят: сделано это было по праву.

Пройдя от причала по своеобразной мостовой (деревянному настилу) в ворота музейного комплекса, видишь встающие впереди, серебрящиеся в утреннем освещении храмы. Кижский архитектурный ансамбль не зря называют «серебряным ожерельем Карелии»: старое дерево под воздействием ветров, дождей и солнца приобретает потрясающий серебристый оттенок, и здания смотрятся как выкованные из благородного металла. Меж тем не только серебра, но и вообще металла древние зодчие не применяли. Кижские храмы возведены в буквальном смысле «без единого гвоздя».

Деревянные храмы были типичны для этих мест с той поры, как к язычникам- карелам пришло христианство. Дерево являлось здесь материалом самым доступным. Места были малонаселённые, приходы небогатые, и каменное строительство здешним жителям было просто не по силам.
Само название «Кижи» имеет двоякое толкование. Одни учёные выводят его от древнего финно-угорского слова, означающего «игрища» (до прихода Православия на острове располагалось языческое капище). Другие – от названия мха, росшего в заболоченной части острова и использовавшегося крестьянами как раз для утепления деревянных построек.

Самое известное и крупное здание кижского ансамбля – церковь Преображения Господня, построенная в 1714 году на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Высота храма – 37 метров, его украшают 22 изящные главки. Имена зодчих, представителей новгородского плотницкого искусства, неизвестны. Согласно легенде «срублена Преображенская церковь одним топором, который мастер, окончив отделку последнего креста, выбросил в озеро».

Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных храмов. Основа композиции – восьмигранный сруб с четырьмя ступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Восточный, алтарный, прируб имеет форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокая трапезная. Формы и размеры главок меняются по ярусам, что придаёт неповторимый ритмический рисунок облику церкви.

Храм изначально задумывался как «летний», зимой службы в нём не проводились. В строительстве использовалась древесина сосны и ели, для главок и «бочек» применялась осина. Сейчас церковь Преображения реставрируется: в музее полным ходом идёт подготовка к её трёхсотлетнему юбилею. А потому увидеть её четырехъярусный иконостас, состоящий из 102 икон, мне не удалось. Зато открыт доступ в соседний храм, зимний (то есть отапливаемый), служба в котором традиционно велась с первого октября до Пасхи.

Построена церковь Покрова Богородицы в 1764 году. Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола храма отличаются утончёнными пропорциями, но в то же время скромны и не затеняют величия главного храма. Преображенская церковь пирамидальная, Покровская же, уравновешивая её композиционно, расширяется в верхней части восьмерика. Высокое крыльцо ведёт во внутренние помещения Покровской церкви, располагающиеся с запада на восток. Сначала – сени, необходимые в любом северном строении, затем трапезная. С XVII века трапезные стали обязательными составляющими зимних церквей как места мирской сходки, на которой прихожане обсуждали насущные дела. Здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские указы, избирались должностные лица. Далее идёт помещение для церковных служб и, наконец, алтарь, являющийся снаружи пятигранным срубом, над которым высится десятая главка Покровской церкви. Иконостас церкви не сохранился и был составлен вновь в пятидесятых годах XX века, преимущественно из икон заонежского письма XVII – XVIII веков. Северные иконы отличаются скупостью колорита, суровостью ликов и при этом строгой, гармоничной уравновешенностью.

Завершает ансамбль шатровая колокольня церкви Преображения Господня. Она построена в 1863 году на месте старой, срытой за ветхостью. Композиция колокольни – «восьмерик на четверике». Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами под шатром, увенчанным главкою с крестом. Число всех глав исторического Кижского погоста – 33, по числу лет земной жизни Христа. «Погостом», кстати, изначально назывался административный округ с центром в селении с обязательной церковью. Лишь с течением веков это название закрепилось за кладбищем, традиционно имевшимся при храме.

Каменно-деревянная ограда ансамбля до наших времён не дошла и была воссоздана в 1959 году по образу сохранившихся на Севере оград погостов.

Неизменное внимание туристов привлекает старейшая постройка Кижского музея и, как считают учёные, одно из самых древних деревянных зданий на Руси – церковь Воскресенья Лазаря. Предание гласит, что она была построена преподобным иноком Лазарем, прожившим 105 лет и скончавшимся в 1391 году. Церковь стала первой постройкой Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера. Среди местного населения она слыла чудодейственной и целительной. Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а крохотный храмик на протяжении долгих веков являлся объектом поклонения и паломничества. С открытием музея он был перевезен на Кижский остров и установлен недалеко от основного архитектурного ансамбля.

Кроме того, к архитектурному ансамблю современных Кижей принадлежит колокольня, перевезённая на остров из деревни Лиликозеро, восьмикрылая ветряная мельница, построенная в 1928 году по старым образцам и несколько больших крестьянских изб со всевозможными хозяйственными пристройками. В домах со всей тщательностью воссоздан старинный быт обитателей Заонежья. Здесь можно увидеть все его атрибуты – от колыбелей до печей, от утвари и мебели до прялок и ткацких станов. Последние, кстати, не пустуют: на них работают мастерицы. Прямо на месте создания можно приобрести вышитые традиционными узорами рушники и платки, плетёные пояса, коврики и покрывала, архаические деревянные игрушки-обереги. Такую лошадку – символ небесной колесницы, на которой божество Солнца, по преданию древнекарельских язычников, объезжало небосвод, я привезла в подарок сыну. А ещё мне посчастливилось участвовать в службе, проводившейся в Покровской церкви, прикоснувшись этим к самому сердцу православного Русского Севера.

Светлана ПОПОВА,
фото автора