Преподобного Александра Свирского называют «новозаветным Авраамом»: за всю историю человечества Господь лишь дважды являлся телесному взору людскому в виде Святой Троицы. Первый раз — праотцу Аврааму у Мамрийского дуба, второй — на русской земле преподобному Александру Свирскому…
А началась история нашего паломничества давно. Больше десяти лет моя подруга с мужем мечтали о сыне. Кто-то подсказал Наталье, что о даровании сына нужно молиться преподобному Александру Свирскому. Наталья послушалась, и вскоре в их семье родился мальчик! С тех пор благодарная мать не оставляла надежды побывать когда-нибудь в обители, основанной святым Александром, где хранятся его нетленные мощи, поклониться «новозаветному Аврааму». Пока ребёнок был маленьким, о таком путешествии приходилось лишь мечтать, ведь находится монастырь неблизко, в 260 км от Санкт-Петербурга. Но вот сын подрос, и настало время осуществить задуманное. Я с радостью составила ей компанию.
Мы добирались на поезде, потом на автобусе до районного центра Лодейное Поле, от которого до обители около 23 км. Когда мы выезжали из Лодейного, погода стояла хмурая, а при подъезде к обители вдруг ярко засияло солнышко… Мы сразу догадались — по молитвам преподобного.
Родился преподобный Александр Свирский 15 июня 1448 года в семье небогатых благочестивых крестьян, Стефана и Вассы, в селе Мандера на реке Ояти, на земле Новгородской. Крестили его в честь святого пророка Амоса. Амос был поздним, намоленным ребёнком и с детства отличался кротостью и благоразумием. Когда же в 19 лет родители вздумали женить его, он решил оставить мир ради спасения души. Тайно покинув дом, отправился в монастырь на Валаам. Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера Амос услышал Глас, возвестивший, что здесь он создаст обитель, «и свет велий осенил его». В монастыре он был через некоторое время пострижен под именем Александр. Инок подвизался в трудах, посте и молитве. Здесь и отыскал его отец. Александру удалось не только успокоить его, но и убедить постричься в монахи вместе с матерью. Могилы родителей святого и по сей день почитаются в действующем Введено-Оятском монастыре.
Подвижник изумлял суровостью жития самых строгих иноков. Сначала он жил в общине, затем перебрался на остров, ныне именуемый Святым, где в безмолвии провел 10 лет. Там доселе сохранилась узкая и сырая пещера, где с трудом помещается человек. Однажды, стоя на молитве, преподобный услышал божественный глас: «Александр, изыди отсюда и иди в прежде показанное ти место, на нём же возможеши спастися». Великий свет указал ему место на берегу реки Свирь. Это было в 1485 году. Хижину угодник Божий поставил на берегу озера, где провёл в полном уединении несколько лет. Как-то сюда забрёл заблудившийся на охоте боярин Завалишин (будущий преподобный Адриан Андрусовский). Через него о чудесном отшельнике узнали и другие. К святому потянулись жаждущие спасения, обитель стала возрастать. Росла и слава о дарах прозорливости и врачевания святого. Народ православный ещё при жизни почитал Александра Свирского как святого.
На 23 году его пребывания в пустыни (в 1507 году), во время ночной молитвы преподобный увидел «трёх Мужей прекрасных в белых одеждах, сияющих невыразимым светом паче солнца, с посохами в руках». Сам Господь почтил святого своим Троическим посещением!
Преподобный упал на колени. «Уповай, блаженне, и не бойся! — услышал он. — Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголящего с тобою, созижди церковь во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единосущной Троицы».
Великий тайнозритель Святой Троицы всегда оставался смиренным иноком, готовым служить братии. Однажды пришел к нему монастырский эконом сообщить, что в обители кончаются дрова и нужно послать за ними какого-нибудь праздного монаха. «Я празден…» — ответил игумен и, взяв топор, отправился в лес. За несколько лет до кончины Бог вложил в сердце преподобного благую мысль о постройке каменной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Однажды ночью при молитве святой увидел необыкновенный свет и узрел на алтарном месте будущей церкви Пресвятую Богородицу с Предвечным младенцем, окруженную сонмом Сил Небесных. Преподобный пал ниц, но Пречистая повелела ему встать и утешила обещанием быть неотступно при обители.
Перед кончиной (в возрасте 85 лет, 30 августа 1533 года) преподобный позвал братию и повелел: «Свяжите тело моё грешное по ногам верёвкой и отволочите в болотную дебрь, и, закопавши во мху, затопчите ногами». Но поскольку братия не соглашалась, преподобный приказал хоронить его не в обители, а в его пустыньке у церкви Преображения Господня.
Канонизирован святой был уже в 1547 году, хотя мощи его обнаружили спустя 100 лет при строительстве нового храма. Доски гроба прогнили, одежда обветшала, но само тело осталось не просто нетленным, а казалось живым, словно святой не умер, а лишь уснул. На то, что это именно подвижник Свирский, указывало несомненное сходство лица с иконами, написанными учениками вскоре после его кончины. С кончины святого прошло почти 500 лет, а тело его и по сей день остаётся нетленным и мироточит.
С момента обретения по 1918 год мощи находились в основанной им обители в великом почёте и были источником многих чудес. Состояние мощей святого дало основание большевикам, начавшим кампанию по изъятию святынь в 1918 году именно с мощей Александра Свирского, говорить о «восковой кукле». Изъятые из обители мощи чудесным образом были сохранены в музее анатомии Военно-медицинской академии в северной столице. Перед отправкой в 1998 году обратно в обитель их осматривали видные ученые — патологоанатомы, гистологи, и вынуждены были признать: увиденное «находится вне известных закономерностей развития и распада тканей».
За 500 лет существования Александро-Свирский монастырь пережил расцветы и падения, нашествия врагов, разграбления, пожары и восстановления. С 1918 по 1997 год настало совсем лихое время: монахов разогнали, а часть их, во главе с архимандритом, расстреляли. В годы богоборческой власти в монастыре поочерёдно размещались тюрьма, казармы, психбольница, инвалидный дом.
Новым насельникам, поселившимся здесь в 1997 году, пришлось немало потрудиться: приведены в порядок храмы, часть корпусов, налажена богослужебная жизнь обители.
Вот в эту-то обитель на святом озере мы и приехали осенним вечером. И сразу нам с Натальей очень повезло: для нас и ещё нескольких приезжих монахи открыли раку с мощами, и мы смогли приложиться к ним. Рука святого была совсем как живая! На нас снизошло такое неописуемое ощущение благодати, такой радости — до слёз! За два дня до этого в храме был праздник, и на раке остались цветы. Монахи позволили нам взять по букетику — их как реликвии мы увезли домой. Затем помолившись на всенощной, мы поехали ночевать к знакомым в Лодейное Поле. А наутро опять были в монастыре на службе. На этот раз в храме было много паломников: читали акафист Пресвятой Богородице, потом — преподобному Александру Свирскому. Снова открывали раку, и люди имели возможность приложиться к мощам, попросить святого за себя и своих близких. Приложились и мы с Наталией. Жаль, что наше посещение святой обители было таким коротким! Мы увезли домой не только иконки святого и книги о нём, но самое главное — живое ощущение прикосновения к чуду!
Наталия Кобелева, прихожанка храма