Паломничество

Рождество среди своих

Всего три часа езды на машине, и мы в центре Ярославля на набережной скованной льдом Волги. Ощущение удивительное, как будто попал в прошлое — смотришь с высокого, почти отвесного берега вниз и кажется, что именно здесь бросилась в реку Катерина, героиня пьесы «Гроза». Но на самом деле действие «Грозы» Островский, наверное, во избежание недоразумений перенес в вымышленный город на берегу Волги-матушки.

Мимо нас, прямо по набережной, проносятся веселые, запыхавшиеся лыжники. Пожалуй, ближе к Москве уже не встретишь таких румяных щёк. Вот проехала девушка лет пятнадцати с таким милым русским лицом, что так и захотелось сказать ей что-то приветливое. «Оля, да не спеши ты так! Совсем нас с дедом загнала!» — следом за ней в хорошем темпе спешила на лыжах пара пенсионного возраста. Такими были первые впечатления от Ярославля — старинный заснеженный город, где живут симпатичные люди. Забегая вперед, скажу, что перед отъездом домой наша компания дружно сошлась на том, что давно уже нигде мы не встречали такого количества иконописных русских лиц — с серо-голубыми глазами, вдумчивых, одухотворенных.

В свое время похвальное слово ярославцам сказал Гоголь, упомянувший на страницах «Мертвых душ» «расторопного ярославского мужика». А были жители города на Волге и впрямь расторопны — Петру I при возведении Петербурга даже пришлось издать указ о запрете каменного строительства в Ярославле, чтобы город не составил конкуренции новой столице. Но ярославцы уже многое успели построить к тому моменту, ведь большинство храмов возведено в XVI веке.

Стоит перечислить основные святыни. Это Спасо-Преображенский мужской монастырь, в библиотеке которого был обнаружен единственный рукописный список «Слова о полку Игореве». Церковь Михаила Архангела на берегу реки Которосль, рядом с которой скончался Патриарх Никон, возвращавшийся из ссылки. Церковь Спаса на Городу, построенная почти в самом центре древнего Ярославля. Церковь Николы Рубленый Город, чья изящ­ная колокольня издали напоминает свечу. Успенский кафедральный собор, первое здание которого построено еще в 1215 году. Ильинско?Тихвинская церковь. И, конечно, церковь Ильи Пророка, по праву названная жемчужиной храмовой архитектуры «золотого столетия».

Возможно, такое количество уцелевших храмов можно объяснить мятежом 1918 года, когда ярославцы восстали против большевизма. Восстание было жестоко подавлено, но рушить святыни большевики побоялись — жители Ярославля показали свой несгибаемый характер.

…Перед Рождеством заснеженный город словно притих в ожидании чего-то удивительного. К вечеру опустела набережная Волги, малолюдно стало на центральных улицах. Мы долго решали между собой — в какой храм пойти на вечернюю службу? Сошлись на том, который показался самым красивым, Ильи Пророка.

Когда мы вошли, служба уже началась. На несколько минут каждый погрузился в свои мысли, как это всегда бывает, когда заходишь в церковь. Не хотелось смотреть по сторонам, слишком значимым было происходящее в это время. И все же в какой-то момент я встретилась взглядом с большими серыми глазами — рядом стояла девушка Оля, встреченная нами на набережной. Она кивнула мне как старой знакомой и снова стала серьезной, словно заколдованная царевна из сказки.

В этот момент я осознала, что где бы ты ни встречал Рождество, в православном храме всегда находишься среди своих.

Анна Великанова