Паломничество

Свирский чудотворец и его обитель

Этой осенью я и моя хорошая знакомая, тоже Наталия, побывали в Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре — обители, основанной в 1508 году одним из самых великих святых земли Русской. Чудесными впечатлениями от этой поездки хотелось бы поделиться со всеми прихожанами.

Преподобного Александра Свирского называют «новозаветным Авраамом»: за всю историю человечества Господь лишь дважды являлся телесному взору людскому в виде Святой Троицы. Первый раз — праотцу Аврааму у Мамрийского дуба, второй — на русской земле преподобному Александру Свирскому…

А началась история нашего паломничества давно. Больше десяти лет моя подруга с мужем мечтали о сыне. Кто-то подсказал Наталье, что о даровании сына нужно молиться преподобному Александру Свирскому. Наталья послушалась, и вскоре в их семье родился мальчик! С тех пор благодарная мать не оставляла надежды побывать когда-нибудь в обители, основанной святым Александром, где хранятся его нетленные мощи, поклониться «новозаветному Аврааму». Пока ребёнок был маленьким, о таком путешествии приходилось лишь мечтать, ведь находится монастырь неблизко, в 260 км от Санкт-Петербурга. Но вот сын подрос, и настало время осуществить задуманное. Я с радостью составила ей компанию.

Мы добирались на поезде, потом на автобусе до районного центра Лодейное Поле, от которого до оби­тели около 23 км. Когда мы выезжали из Лодейного, погода стояла хмурая, а при подъезде к обители вдруг ярко засияло солнышко… Мы сразу догадались — по молитвам преподобного.

Родился преподобный Александр Свирский 15 июня 1448 года в семье небогатых благочестивых крестьян, Стефана и Вассы, в селе Мандера на реке Ояти, на земле Новгородской. Крестили его в честь святого пророка Амоса. Амос был поздним, намоленным ребёнком и с детства отличался кротостью и благоразумием. Когда же в 19 лет родители вздумали женить его, он решил оставить мир ради спасения души. Тайно покинув дом, отправился в монастырь на Валаам. Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера Амос услышал Глас, возвестивший, что здесь он создаст обитель, «и свет велий осенил его». В монас­тыре он был через некоторое время пострижен под именем Александр. Инок подвизался в трудах, посте и молитве. Здесь и отыскал его отец. Александру удалось не только успокоить его, но и убедить постричься в монахи вместе с матерью. Могилы родителей святого и по сей день почитаются в действующем Введено-Оятском монастыре.

Подвижник изумлял суровостью жития самых строгих иноков. Сначала он жил в общине, затем перебрался на остров, ныне именуемый Святым, где в безмолвии провел 10 лет. Там доселе сохранилась узкая и сырая пещера, где с трудом помещается человек. Однажды, стоя на молитве, преподобный услышал божественный глас: «Александр, изыди отсюда и иди в прежде показанное ти место, на нём же возможеши спастися». Великий свет указал ему место на берегу реки Свирь. Это было в 1485 году. Хижину угодник Божий поставил на берегу озера, где провёл в полном уединении несколько лет. Как-то сюда забрёл заблудившийся на охоте боярин Завалишин (будущий преподобный Адриан Андрусовский). Через него о чудесном отшельнике узнали и другие. К святому потянулись жаждущие спасения, обитель стала возрастать. Росла и слава о дарах прозорливости и врачевания святого. Народ православный ещё при жизни почитал Александра Свирского как святого.

На 23 году его пребывания в пустыни (в 1507 году), во время ночной молитвы преподобный увидел «трёх Мужей прекрасных в белых одеждах, сияющих невыразимым светом паче солнца, с посохами в руках». Сам Господь почтил святого своим Троическим посещением!

Преподобный упал на колени. «Уповай, блаженне, и не бойся! — услышал он. — Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголящего с тобою, созижди церковь во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единосущной Троицы».

Великий тайнозритель Святой Троицы всегда оставался смиренным иноком, готовым служить братии. Однажды пришел к нему монастырский эконом сообщить, что в обители кончаются дрова и нужно послать за ними какого-нибудь праздного монаха. «Я празден…» — ответил игумен и, взяв топор, отправился в лес. За несколько лет до кончины Бог вложил в сердце преподобного благую мысль о постройке каменной церкви Покрова Пре­святой Богородицы. Однажды ночью при молитве святой увидел необыкновенный свет и узрел на алтарном месте будущей церкви Пресвятую Богородицу с Предвечным младенцем, окруженную сонмом Сил Небес­ных. Преподобный пал ниц, но Пречистая повелела ему встать и утешила обещанием быть неотступно при обители.

Перед кончиной (в возрасте 85 лет, 30 августа 1533 года) преподобный позвал братию и повелел: «Свяжите тело моё грешное по ногам верёвкой и отволочите в болотную дебрь, и, закопавши во мху, затопчите ногами». Но поскольку братия не соглашалась, преподобный приказал хоронить его не в обители, а в его пустыньке у церкви Преображения Господня.

Канонизирован святой был уже в 1547 году, хотя мощи его обнаружили спустя 100 лет при строительстве нового храма. Доски гроба прогнили, одежда обветшала, но само тело осталось не просто нетленным, а казалось живым, словно святой не умер, а лишь уснул. На то, что это именно подвижник Свирский, указывало несомненное сходство лица с иконами, написанными учениками вскоре после его кончины. С кончины святого прошло почти 500 лет, а тело его и по сей день остаётся нетленным и мироточит.

asv2

С момента обретения по 1918 год мощи находились в основанной им обители в великом почёте и были источником многих чудес. Состояние мощей святого дало основание большевикам, начавшим кампанию по изъятию святынь в 1918 году именно с мощей Александра Свирского, говорить о «восковой кукле». Изъятые из обители мощи чудесным образом были сохранены в музее анатомии Военно-медицинской академии в северной столице. Перед отправкой в 1998 году обратно в обитель их осматривали видные ученые — патологоанатомы, гистологи, и вынуждены были признать: увиденное «находится вне известных закономерностей развития и распада тканей».

За 500 лет существования Александро-Свирский монастырь пережил расцветы и падения, нашествия врагов, разграбления, пожары и восстановления. С 1918 по 1997 год настало совсем лихое время: монахов разогнали, а часть их, во главе с архимандритом, расстреляли. В годы богоборческой власти в монастыре поочерёдно размещались тюрьма, казармы, психбольница, инвалидный дом.

Новым насельникам, поселившимся здесь в 1997 году, пришлось немало потрудиться: приведены в порядок храмы, часть корпусов, налажена богослужебная жизнь обители.

Вот в эту-то обитель на святом озере мы и при­ехали осенним вечером. И сразу нам с Натальей очень повезло: для нас и ещё нескольких приезжих монахи открыли раку с мощами, и мы смогли приложиться к ним. Рука святого была совсем как живая! На нас снизошло такое неописуемое ощущение благодати, такой радости — до слёз! За два дня до этого в храме был праздник, и на раке остались цветы. Монахи позволили нам взять по букетику — их как реликвии мы увезли домой. Затем помолившись на всенощной, мы поехали ночевать к знакомым в Лодейное Поле. А наутро опять были в монастыре на службе. На этот раз в храме было много паломников: читали акафист Пресвятой Богородице, потом — преподобному Александру Свирскому. Снова открывали раку, и люди имели возможность приложиться к мощам, попросить святого за себя и своих близких. Приложились и мы с Наталией. Жаль, что наше посещение святой обители было таким коротким! Мы увезли домой не только иконки святого и книги о нём, но самое главное — живое ощущение прикосновения к чуду!

Наталия Кобелева, прихожанка храма