изображения не найдены
Военная концепция похода Наполеона в Россию уже почти два столетия занимает умы русских историков, и мало кто из них задумывается над сакральным смыслом военного подвига всех народов России, собравшихся воедино для отражения врага.Есть причины для такого, ставшего уже традиционным рассмотрения той войны.
Дореволюционные историки, будучи православными христианами, разумеется, думали, что во времена 1812 года всё вершилось по воле Божией, и прежде всего заботились об укреплении императорской власти, а послереволюционные — не могли излагать свои православные взгляды, если таковые имелись, по причине безбожного правления в государстве.
изображения не найдены
Всегда во времена вражеских нашествий первым словом и делом взывала к народу Русская Православная Церковь, и простирались над Россией Покров Божией Матери и небесное заступничество русских православных святых.В 1812 году митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин), узнав о вторжении французов в Россию, послал из Вифании, где находился на излечении, императору Александру I в. благословение образ преподобного Сергия Радонежского. А потом, сразу после Витебского сражения, предрёк победу православному воинству, как в своё время преподобный Сергий Радонежский предсказал победу блгв. князю Димитрию Донскому, а преподобный Иринарх Ростовский — князю Димитрию Пожарскому.
Первые же действия французской армии на территории России показали, что Наполеон, будучи атеистом, противником христианской веры, грабил православные церкви, осквернял алтари.
С начала походов Наполеона Священный Синод Русской Православной Церкви объявил его антихристом.
Воссоздадим хронологию 1812 года по юлианскому календарю, который был отвергнут большевиками.
28 июня — празднование иконы Божией Матери «Троеручица». Произошло первое крупное боевое столкновение между русской и наполеоновской армиями — сражение у города Вилькомир.
6 июля — празднование Собора Радонежских святых. На белорусской земле в Полоцке русский император обратился ко всем сословиям с манифестом. «С крестом в сердце и с оружием в руках, — говорилось в нём, — никакие силы человеческие нас не одолеют».
8 июля, в день празднования Казанской иконы Божией Матери — одной из главных небесных заступниц России от вражеских нашествий, — после молебна в санкт-петербургском Казанском соборе на фельдмаршала М. И. Кутузова была возложена санкт-петербургская Казанская икона Пресвятой Богородицы.
10—11 июля у деревни Салтановка близ Могилёва произошло сражение между русским корпусом под командованием генерала Н. Н. Раевского и французским корпусом под командованием маршала Л. Даву. В результате боя под Салтановкой, который завершился в день памяти равноапостольной княгини Ольги, Раевский задержал продвижение Даву на восток к Смоленску.
12 июля — второе в году празднование иконы «Троеручица». Александр I прибыл в первопрестольную столицу и вместе с народом молился о даровании победы в Успенском соборе Московского Кремля. 13—15 июля под Витебском — городом, основанным равноапостольной княгиней Ольгой, отступающая 1-я русская армия Барклая-де-Толли вела с французами арьергардные бои, сдерживая продвижение французского авангарда. Бои начались в день празднования Собора Архангела Гавриила, а закончились в день памяти равноапостольного князя Владимира — Крестителя Руси.
Эти исторические факты побуждают рассматривать Отечественную войну 1812 года как войну народную, как часть священной истории Вселенского Православия. Тогда Наполеон изрёк свою знаменитую фразу: «Если я захвачу Киев, то поражу Россию в ноги, если войду в Петербург, то поражу в голову, а если займу Москву, то поражу её в сердце».
После сражений под Витебском Барклай-де-Толли, получив к вечеру 15 июля известие от командующего 2-й армией генерала Багратиона известие о том, что тот не может пробиться к нему через Могилёв и идет на Смоленск, оставил для дезориентации французов горящие костры и форсированным маршем двинулся на Смоленск. Тем самым он одержал колоссальную моральную победу над Наполеоном, который привык шествовать по Европе в лучах славы, как по своей вотчине, входить в города гордым победителем. В России, в Витебске, он впервые растерялся.
Удар Барклая-де-Толли был предельно точным. 16 июля Бонапарт вошёл в оставленный русским воинством Витебск, к тому времени уже занятый французскими отрядами, не как гордый завоеватель, а как волк, уже побывавший на псарне. В своей витебской штаб-квартире, располагавшейся в доме генерал-губернатора, раздосадованный Наполеон бросил свою саблю на карту со словами: «Здесь я остановлюсь! Здесь я должен осмотреться, дать отдых армии и организовать Польшу. Кампания 1812 года закончена, кампания 1813 года завершит остальное».
22 июля, накануне празднования Почаевской иконы Божией Матери, армии Барклая-де-Толли и Багратиона соединились в Смоленске и заставили Наполеона изменить планы, точнее, остановиться в нерешительности.
Наши полководцы были мудрее Наполеона, они изматывали его не только потерями сил, но и темпами военных действий. И темпераментный Багратион, и хладнокровный Барклай-де-Толли, которому Россия обязана тем, что он как военный министр в предвоенные годы преобразовал русскую армию, и другие генералы, а потом и М. И. Кутузов всячески избегали лобового сражения с французской армией. Они мытарили её по русским просторам, втягивали в белорусские болота, заставляя терять солдат, уверенные, что ресурсы французов рано или поздно иссякнут.
Сражение под Витебском, по существу, предвосхитило Бородинскую битву и во многом предопределило исход Отечественной войны 1812 года. Напрасно ждал потом Наполеон на Поклонной горе ключи от Москвы. Ему, как известно, никто их не доставил, и он вошёл в опустевшую Москву так же, как прежде в Витебск: выигравший (формально), но фактически побеждённый и обречённый.
Наполеон вторгся в российские пределы 12 июня, на следующий день после празднования 11 июня иконы «Достойно есть» («Милующая»), чем сам предопределил судьбу своего похода и своей армии.
17 августа, в день празднования Печерской (1085) и Свенской (1288) икон Божией Матери, в войска прибыл М. И. Кутузов, назначенный командующим армией. Фельдмаршал прибыл в день избавления Брянска от французов заступничеством Печерской (Свенской) иконы Божией Матери.
«Надеетесь ли вы разбить Наполеона?» — спрашивали в это время Кутузова. «Разбить — нет, а обмануть — надеюсь», — отвечал он с улыбкой. Не согласившись с предложениями сразу же дать французам генеральное сражение, он ещё несколько дней вёл армию назад.
Накануне Бородинской битвы к воинам была принесена написанная, по преданию, евангелистом Лукой Смоленская икона Божией Матери, перед которой состоялся молебен о даровании победы. Михаил Илларионович первым опустился перед ней на колени, а вслед за ним генералы и вся армия.
26 августа, в праздник Сретения иконы Владимирской Богоматери, произошло Бородинское сражение. После него повторилось то же, что и под Витебском: русские войска спокойно и организованно отошли, а французская армия продолжила свой путь к Москве.
7 октября — день празднования иконы Псково-Печерской иконы Божией Матери «Умиление» (1524). Начинается отступление Наполеона из Москвы. Псково-Печерская икона считается списком с Владимирской иконы, которая благоверным великим князем Андреем Боголюбским была в 1154 году привезена из Киева во владимирские земли. Память её празднуется с 1812 года — когда помогла отнять у французов город Полоцк.
12 октября, в день празднования икон Божией Матери Иерусалимской, Ярославо-Смоленской, Рудненской и Калужской, состоялась битва под Малоярославцем, после которой наполеоновская армия вынуждена была поспешно отступать по уже опустошённой Смоленской дороге.
22 октября — празднование Казанской иконы Божией Матери. В этот день произошло сражение русской армии с французской под Вязьмой — победное для россиян.
2 ноября, в день празднования иконы Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери, Наполеон бежал из Смоленска.
15 ноября, в разгар сражения на Березине (14—16 ноября), — празднование Купятицкой иконы Божией Матери. В ходе боевых действий и переправы через Березину армия Наполеона теряет около 50 тыс. человек.
23 ноября Наполеон бежит в Париж, оставив свою армию. В этот день празднуется память благоверного великого князя Александра Невского (1263).
25 декабря, в праздник Рождества Христова, Александр I подписывает манифест «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России».
Наши воины были ратниками прежде всего Царя Небесного. Многочисленные исторические документы и личная переписка свидетельствуют об аскетическом, монашеском по сути подвиге солдат, офицеров и генералов русской армии.
Легендарный генерал Кульнев, например, постоянно молился, нестяжание он считал непременным для воина. Генерал Ермолов наставлял солдат: «Перед атакой осенил себя крестным знамением, и вперёд!» Отважный кавалерист Коновницын так обращался к своим полкам: «Помните, что вы сражаетесь за Дом Пресвятой Богородицы!» Фельдмаршал Кутузов был глубоко верующим православным человеком. Они стяжали России земную и небесную славу Христову.
Николай Визжилин, «Русский дом», № 9 2012
(печатается в сокращении)