Проповеди

Преображение Господне

Преображение ГосподнеГосподь наш Иисус Христос как второе лицо Пресвятой Троицы в Своей земной миссии имел два естества: истинный Бог и истинный Человек, что означает – без греха. Как истинного Бога мы Христа никогда не видели и не могли видеть, то есть воспринимать чувственно. Чувственно мы воспринимали Христа лишь как человека, такого же, как мы: в запыленном хитоне, с не очень чисто вымытыми руками. И мы никогда бы так и не узнали, что это – Бог, если бы не два обстоятельства. Во-первых, Он Сам о Себе свидетельствовал, что Он Сын Божий, сошедший с Неба, а, во-вторых, – чудеса, которые Он совершал в подтверждение Своего свидетельства о Себе. И то, и другое, по Его ожиданию, должно было породить в нас твердое и непоколебимое знание, то есть веру, в то, что Он есть действительно Истинный Бог.

Помимо названных двух обстоятельств было, конечно, еще одно, свидетельствовавшее о Его Божестве: это – Его учение, которое народ воспринимал с изумлением, потому что «Он учил… как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7,29).
Да, как человека мы хорошо знаем Христа: толпой ходили за Ним три с половиной года по пустыням Иудеи, учились у Него, делили с Ним трапезу. Целовали Его, видели на Кресте, как Он мучился и умирал, кровь Его видели. Это был один Его образ. Образ Истинного Человека.
Другой же – образ Истинного Бога – мы не видели никогда. Несмотря на все Его чудеса и свидетельства о Самом Себе (в суть Учения Его никто тогда еще толком не вникал), люди упорно продолжали видеть в Нем не Бога, а  кто – Крестителя, кто – Илию или еще кого-то из пророков, а кто-то даже одержимого бесами. Мы же вместе с Петром любящим, созерцающим взглядом безмолвно прозирали за внешним Его обликом Божественную сущность, и когда Он однажды напрямую спросил нас, Своих учеников: «А вы за кого Меня принимаете?», то Петр твердо исповедал Его Истинным Сыном Божиим, Христом. Господь похвалил его, потому что это, и в самом деле, был подвиг веры: увидеть Бога! Господь сказал тогда: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой…» (Мф. 16,17) вразумил тебя. Поэтому, – продолжил Господь, – ты – Петр (камень), Я дам тебе ключи Царствия Небесного, и на камне твоей веры «созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18).
Сегодня, в день Преображения, мы благодарно стоим в Церкви, которую построил Господь на камне нашей веры в то, что «нашего ради спасения» Истинный Бог, Сын Божий, сошел к нам на землю, и что в этой Своей земной миссии Он был одновременно и Истинным Богом, и Истинным Человеком.
А что же все-таки событие, совершившееся однажды в земной жизни Христа, которое мы празднуем сегодня, Преображение, означает?
Преображение означает мгновенное совмещение двух образов, двух ипостасей Христа, в один зримый образ. Проявился для нашего чувст­венного восприятия истинный образ Бога в образе человека. Христос, оставаясь в образе человека видимым, просиял на земле всею славой, которая достижима только в Царстве Небесном, проявив таким образом Свое Божество.
Свидетели, трое учеников, апостолы Петр и сыновья Зеведея – Иоанн и Иаков, свидетельствуют, что произошла точно яркая вспышка молнии. Невозможно было смотреть на лицо Христа, просиявшее, как солнце, и на одежды Его. Хитон, обычно запыленный, а кое-где, может быть, уже ветхий, стал вдруг ярче снега, ослепительно засверкав белизной. Господь беседовал с воплотившимися пророками Моисеем и Илией о Своем скором исходе из земной жизни и на мгновение просиял всею Славой Небесной.
Никто не измерял, как долго длилось это мгновение. Ученики были потрясены. Петр что-то пролепетал было про три кущи, или палатки, которые предложил построить здесь, на Фаворской горе, но тут раздался голос Бога Отца, и все ученики упали без чувств.
Преображение Христа, действительно, как молния, осветило наш разум. Мы в тот день впервые вещественно (а не только через чудеса или Его свидетельства о Себе) осознали, Кто же это был перед нами. До сих пор Он был для нас все-таки человек, хотя мы и догадывались, и даже вместе с Петром исповедали Его Богом. Хорошо, пусть даже не только догадывались. Мы видели чудеса, которые Он творил. Пятью маленькими хлебами накормить пять тысяч людей! По водам шел, воскрешал людей. Это что, просто человек?! Это разве не убеждало нас? Только духовно совершенно слепые могли сказать: «Он о князе бесовском такие чудеса творит». Бог совершал чудеса, чтобы люди подготавливались к той проповеди, которую потом, по Его Воскресении и сошествии Святого Духа, ученики разнесут по всей вселенной.
Ученики возвестят о том, что Христос – был и есть Истинный Бого-Человек. В день Своего Преображения на Фаворской горе Он это вещеcт­венно показал нам для укрепления нашей веры, но и не только. Он показал нам пример и путь к спасению – через свое, каждого из нас, личное преображение здесь еще, на земле.
Созданные по образу и подобию Божьему, мы тоже обязаны рано или поздно (лучше бы все-таки пораньше!) проявить это свое божественное. Образ и подобие Божье мы обязаны проявить в земной своей жизни с тем, чтобы, имея опыт такого «частного» преображения, могли войти туда, где все только преображенные. Как ребенок, младенец, не может быть живым, оставшись в чреве матери, а должен войти в свет, так и человек, не преобразившись на земле, не может войти в свет вечной жизни.
И мы очень хотим поскорее преобразиться. Немедленно! И заглядываем в зеркало – как, не видны ли там отблески сияния нашего преображения? – появились или еще не появились?
Однако преобразиться нам предстоит не по внешнему видимому, а по внутреннему содержанию, по Истине. Истина не видна вещественными глазами. То, что ожидает от нас Бог, показавший нам образ истинного Преображения, это внутреннее перерождение и освобождение. Освобождение от чего? От тьмы греховной, которая нас обволакивает и затмевает в нас самый образ нашего богоподобия. Эта тьма не дает ему ни проявиться, ни преобразиться.
Таким образом, выстроилась череда действий в нашей душе. Сначала очищение и освобождение от рабства. Только освободившись от рабства греху, мы можем последовать за Христом в Его Преображение.
Вот это и призывает нас совершить сегодняшний праздник, ежегодно напоминающий нам о нашем предназначении, о нашем высоком поприще, которое ждет нас, – будущее, вечное Преображение и пребывание в славе Царства Небесного. Аминь.
Настоятель храма,
Настоятель храма, протоиерей Борис КУЛИКОВСКИЙ