Статьи

Христос воскрес! А я?

После Пасхи я зашёл к детям в класс. Они знают, что поскольку я клирик и богослов, то непременно должен сказать им: «Хрис­тос воскресе!» И вот я вошёл, но решил ничего им не говорить, естественно, с определённой целью. Просто поздоровался с ними, спросил:

— Ну как вы? Что делаете?

И один из учеников повернулся и сказал мне:

— Надо говорить «Христос воскресе», отче!

— А-а, воистину воскресе! Многая лета!

— Но вы не сказали этого!

— Да, не сказал.

Другие дети удивились, что ученик указал мне, что надо говорить, и поправил меня. В это время в дверь постучали, и вошёл мальчик из другого класса:

— Извините, вы можете дать мне ваш баскетбольный мяч? А то нам нечем играть.

Все закричали:

— Иди отсюда! Никакого мяча мы тебе не дадим! В прошлый раз мы его вам дали, а вы — потеряли. Мы больше не даём мячей! Уходи!

Бедный ребёнок пристыженно закрыл дверь и ушёл. Я повернулся к классу и сказал им:

— Дети, за всеми этими криками вы забыли сказать ему то, что сказали мне.

— Что?

— Христос воскресе! Надо было сказать ему: «Иди отсюда! Христос воскресе!»

Они были ошарашены и внимательно посмотрели на меня:

— А что вы имеете в виду?

— Вы сделали мне замечание, когда я вошёл в класс (и правильно сказали!), что мне надо было поздороваться словами «Христос воскресе». Но «Христос воскресе» — такое сильное выражение, такая мощная реальность, что мало сказать это: надо воплотить его в своей повседневной жизни, в своих переживаниях, в своей возрождённой мысли, в своём преображённом сердце, во всех житейских обстоятельствах. Вы с лёгкостью говорите: «Христос воскресе», но — «Мяч мы тебе не дадим!», «Хрис­тос воскресе», но — «Закрой дверь и оставь нас в покое!»

«Христос воскресе» означает, что я воскресаю вместе с Ним. В противном случае это напоминает мне сказанное одним молодым человеком, когда я ещё учился в лицее. Тогда я был маленьким, и, конечно, он сказал мне это с иронией:

— Христос воскресе! Ну а мне-то это о чём говорит?
Он воскрес, а я? А ты? А мы? Что это значит для нашей жизни здесь и теперь? Влияет ли это вообще на реальность, в которой я живу? На словах говоришь «Хрис­тос воскресе», а в жизни у тебя ещё ничего не воскресло. Ещё смердят гробы эгоизма, страстей, пороков, слабостей.

На иконе Христос изображён протягивающим руку и отрывающим Адама и Еву от гроба. А как Ему тебя оторвать, как тебя совоскресить этому Христову Воскресению?

Господь воскресе воистину. Гос­подь преображает людей, изменяет их. Когда Его любовь войдёт в душу, всё изменяется, человек преображается, умиротворяется, меняется его душа, ум. У него есть желание жить, есть желание трудиться, идти вперёд — всё это даёт Христос. Ты будешь жаждать Божией любви, которую Бог будет подавать тебе преизобильно.

Христос делает не что иное, как говорит тебе: «Дитя Моё, Я принёс кисть, которой ты раскрасишь мир новыми красками: цветом любви, цветом красной крови, которая истечёт на Голгофе, белым цветом Моего Воскресения, синим цветом реки Иордан, где Я омыл твои грехи, цветом пшеничных полей, через которые Я ходил. Если хочешь, возьми и разрисуй свою жизнь Моими цветами и смотри на всё по-другому. Ты хочешь, чтобы Я тебя укрепил, чтобы мы с тобой вместе смотрели на вещи? Чтобы Я дал тебе силу преуспевать в твоей борьбе?» Независимо от того, называется ли она искушениями, болезнью, неудачей на экзаменах, во всем есть возможность почерпнуть силу от воскресшего Христа. Христос это делает.

То, что ты веришь в Воскресение, не означает, что всё в твоей жизни будет идти хорошо. Но ты, несмот­ря на это, приложи усилия — твердо, с оптимизмом, ра­достью. Когда тебя охватит тяжёлое чувство, когда покажется, что ты срываешься и падаешь духом, ты будешь говорить: «Бог всё знает! И Христос снова говорит мне: “Посмотри Мне в глаза! Сейчас есть другая плоскость, на которой ты почувствуешь силу Моего Воскресения, — твоя неудача”».

Давай покажу тебе это проще, на одном классическом примере. Вот кто-то знакомится с девушкой и думает: «Всё, решено: это она! Она создана для меня! Если мы с ней не познакомимся, не сойдёмся и я не женюсь на ней, моя жизнь потеряет всякий смысл. Всё будет кончено!» Или кто-нибудь находит новую работу и рассуждает: «Эта работа для меня — всё! Если я не буду на ней работать, я впаду в отчаяние!» Так же бывает и с домом, какой-нибудь покупкой. А Бог, глядя на тебя, говорит:

— Как же ты беден в своём мышлении! И проб­лема не в том, что ты беден, а в том, что ты думаешь, что Я тоже беден, как и ты. Ты хочешь замкнуть Меня в узком кругу, создаваемом твоим умом, и думаешь, что поскольку только одно в твоем уме, то Я не могу дать тебе никакого иного счастья, и только через эту девушку, только через эту профессию, только через этот автомобиль, только через этот дом Я могу сделать тебя счастливым. А у Меня есть бесконечные решения на твой счет, бескрайние предложения о твоём счастье.

Однако ты говоришь Ему:

— Нет-нет! Молю Тебя, Боже! Я не могу полагаться на эту Божественную бесконечность, я хочу сузить круг дел! Я хочу думать, что счастье приходит только через эту дырочку, которую я оставляю в своей жизни!

Давайте же не будем втискивать Бога в схемы, думать, что будем счастливы только так, как сами себе представляем. Это хорошо, что у тебя есть мысли, планы, ибо ты человек, однако ты говори: «Господи, я думаю, что этот маленький кружок сделает меня счастливым. Если Ты так же думаешь и согласен с этим, хорошо! А если не согласен по каким-либо причинам, да будет воля Твоя!» И события, которые наступят, будут намного лучше.

Так мы мало-помалу поймём Бога, Его любовь, и от этого успокоимся, полюбим друг друга, почувствуем себя любимыми Богом, нам легче будет любить других, и тогда всё будет казаться нам хорошим — когда любишь, всё красиво, и любовь заставляет тебя смотреть на всё по-другому. А на досады, которые доставляет тебе возлюбленный, ты смотришь как на возможность ещё больше проявить тепло своей доброты и прощение.

В противном случае проходит пять лет брака, и супруги уже не могут терпеть друг-друга. Одна женщина сказала мне:

— Я не выношу своего мужа, отче!

— Кого? Своего мужа, которого так любишь, которому прощала всё и видела всё в розовом свете?

— Меня раздражает один его вид! Если бы вы видели, как он жуёт! Он же чавкает!

Она, которой сначала ничего не мешало, сейчас говорит так! Они ходили на экскурсии. Он пачкал целый ворох рубашек, которые нужно было гладить, а она ему говорила: «Любовь моя, для тебя я буду гладить день и ночь! Это радость для меня!» И после этого говорить ему: «Вставай и убирайся отсюда! Зачем только я за тебя пошла!»
И ты спрашиваешь себя: куда же делась любовь? Как воскресение снова стало смертью?

Необходимо подпитывание, обновление. Поэтому мы каждый год снова и снова переживаем церковные праздники, поэтому каждую неделю вспоминаем Христово Воскресение.
На каждую воскресную Литургию бывает Воскресение, но и любая другая Литургия есть Христово Воскресение, чтобы мы давали толчок своему сердцу и говорили ему: «Пробудись, получи новую кровь, прими жизнь, переживи Христа заново, ощути эту свежесть, полюби своего мужа или жену, как в первый раз, когда вы только познакомились. Смотри на всё по-воскресному, светло, смиренно, по-человечески, божественно и проживай красиво свою жизнь».

Давайте же жить разумно, жить, зная, зачем мы живём, жить, любя, прощая, делясь своей радостью и скорбью, чтобы имелся человек рядом с нами и чтобы у нас были разделённые чувст­ва, чтобы мы знали, что мы не одни и другой нас поймёт. Вот ответ на вопрос: «Как объяснить Христово Воскресение человеку, которого я люблю», — люби его!

Я молюсь о том, чтобы в сердце твоем сиял день, сиял свет, сияла на­дежда. И снова говорю: всё будет гораздо лучше в твоей жизни, ничего ещё не закончилось, сегодня ты плачешь, но завтрашний день ещё не наступил. Близится хорошее — не предрешай всего, не живи постоянно в нытье и ропоте, не желай всегда переживать Распятый Пяток и остаться там.

Потому что ты не выдерживаешь такой огромной боли, а цель этого испытания — пробудить в тебе вож­деление и жажду Воскресения!

Архимандрит Андрей (Конанос)

Перевела с болгарского Станка Косова
Печатается в сокращении. Оригинал: pravoslavie.ru/93191.html