Статьи

Неотступность в молитве

Обратимся к продолжению беседы о молитве, к тому, что надобно не тогда только молиться, когда есть расположение к молитве, но молиться и тогда, когда не хочется молиться, когда лень, сон, заботы, суета и прочее удаляют нас от молитвы, и если, несмотря на всё это тёмное полчище, мы молимся, подвизаемся, принуждаем себя, боремся с собою, то таковая молитва проникнет на небеса и предстанет пред Престолом Господа.

Время ночное удобно для уединённой молитвы. Тогда всё стихает, успокаивается, и возносимые к Богу в безмолвии ночном, из глубины сердца моления низводят на молящихся сугубые щедроты Божии.

Во время таковых молитв всезлобный враг с особенной силой восстаёт на молящихся, подвергает их многим искушениям, страхованиям и напастям, но благодатью Божией всё это превозмогается, и за борьбу с врагом отразившие искушения его сподобляются великих даров благодати Божией. Молитвы продолжительные, как ночные, так и дневные, надо совершать не иначе, как по совету и благословению опытных духовных руководителей.

Болезни, скорби и все несчастия наши суть следствия грехов. Поэтому мы должны просить Господа об отпущении их, чтобы вместе с тем исцелиться нам от болезней и избавиться от несчастий. Многие из нас в нуждах своих и скорбях ищут исключительно пособий земных и, когда же видят, что они безуспешны, тогда обращаются к Богу, и нередко не получают просимого. Причина этого скрывается, очевидно, в скупости веры, ибо мы удостаиваемся благодати Божией только по мере веры, как говорит святой апостол: «Да просит же верою ничтоже сумняся: сумняйся бо уподобися волнению морскому, ветры возметаему и развеваему. Да не мнит бо человек он, яко примет что от Бога» (Иак. 1, 6-7).

Посылаемые нам от Бога наказания, как то: голод, войны, неблаговременные дожди, засухи и прочее, — всё это за грехи наши. Следовательно, причина всех зол лежит в нас самих. Отсюда опять является крайняя нужда молить Господа о прощении наших согрешений, чтобы исторжением этого корня всех бедствий избавиться нам и от всех естественных казней, посылаемых на нас в виде губительных явлений природы. Непрестанно молитесь, братия, и в домах, и в пути, всякой молитвой и молением, молящеся на всякое время духом, и всё, чего ни попросите у Господа с верой, получите: «Вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимете» (Мф. 21, 22).

Хотя бы Господь и нескоро даровал просимое, терпите, ожидайте и уповайте несомненно. Сам Он уверяет нас: «Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется» (Мф. 7, 7-8). Немощь и греховность наша не должны ослаблять во время молитвы веру и надежду нашу, ибо должны уповать не на свои силы, а на милосердие Божие. Мы видим многочисленные примеры, как милостиво приняты были Господом молитвы великих грешников, в смирении вопиявших к Нему.

Необходимые и главные условия при молитве: совершенная преданность воле Божией, сознание своего крайнего недостоинства и греховности и искреннейшее желание исправить жизнь свою, а наипаче всего беззлобие. Если же и бывает, что иной просит и не получает, то это не значит, что молитва его остаётся не услышанной. По смотрению Божию, просящий испытывается в терпении, и потом, когда терпение выдерживается до конца, тем в большей мере удостаивается он просимого.

В молитве необходимо быть терпеливым. Испрашивание у Господа тех или других благ — дело не одного дня. Святые отцы всю жизнь свою проводили в молитве и покаянии и, наконец, сподоб­лялись благодати Божией. Иные молятся и, не получая проcимого, охладевают в молитве. А может быть, Господь уже близок был к тому, чтобы исполнить по их прошению. Может быть, оставили они молитвенный труд, когда недалеко уже была от них милость Божия. Случается и так, что мы просим и не получаем проcимого потому, что оно послужило бы нам ко злу: «Просите, и не приемлите, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете» (Иак. 4, 3).

Господь, всё премудро сотворивший, устраивает истинно полезное для души нашей. Вот ты просишь себе богатства, но Бог не посылает тебе этого дара. Ты скорбишь, а знаешь ли, что, если бы исполнилось по твоему желанию, ты мало-помалу забыл бы Бога и, сделав своим идолом золото, ожесточил бы своё сердце к ближним, и развил бы в себе дух гордости, заразил бы тем же ядом души детей, и таким образом приготовил бы как себе, так и им неизбежную погибель в жизни будущей.

Вот ты просишь себе почестей, мирских отличий, но Бог не даёт тебе сих благ, а ясно ли для тебя, из каких источников проистекает это твоё желание и к какой направляется цели? Не в пользу ли чувственной, суетливой природы этот вопль твой к Богу? Не земное ли и греховное ли хочешь ты позолотить дарами небесной благости? В возгласах твоей молитвы не самолюбие ли ищет себе пищи? Что же, думаешь ли, что Бог, любя тебя и желая тебе спасения, будет питателем твоих страстей, чтобы они, усилившись, увлекли тебя от Царствия Божия и низвергли на дно адово?

Нет, молись, оставив все чувственные побуждения и своекорыстные греховные цели, — и тогда, будь уверен, Бог непременно услышит тебя. Тогда, сколько бы велики ни были грехи твои, не отчаивайся, помня, что сказал Сам Гос­подь: «Аще будут греси ваши, яко багряное, яко снег убелю: аще же будут, яко червленое, яко волну убелю. И аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте. Аще же не хощете, ниже послушаете Мене, мечь вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия» (Ис. 1, 18-20).

Но иногда и так бывает, что Господь осмотрительно оставляет без исполнения молитвы Своих рабов. Так, например, просил великий Моисей Боговидец, чтобы даровано ему было войти в землю обетованную, но не был услышан. Молился Давид, усиливая молитву постом и слезами, о сохранении жизни заболевшему сыну его, но не благоволил Господь исполнить по прошению его.

Смиримся под крепкую руку Божию, предав себя всецело Его святой воле, оставляющей иногда прошения наши неисполненными, уготовляющей чрез то лучшее в будущем. Будем умолять Бога о том, что всего нужнее, т. е. о спасении души, пока имеем к тому время: «Придет нощь, егда никтоже может делати» (Ин. 9, 4). Так как душа наша бессмертна, то о ней нужно заботиться несравненно более, чем о теле, которое есть не больше, как временная оболочка души: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33).

Однажды спросили святого Макария Великого: «Как спастись?» Он отвечал: «Братие, повергнемся пред Господом и будем плакать о грехах наших: малые эти слёзы затушат геенну огненную, тогда как грешники, не кающиеся и не плачущие ныне, на том свете горько будут плакать и рыдать, как младенцы, и слёзы их будут жечь тела их, как огонь, но уже не принесут им никакой отрады». Всякая добродетель, а тем более молитва, требует принуждения, усиления со стороны нашей, как сказано: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11, 12), и святой апос­тол Павел сказал: «Всякою молитвою и молением моля­щеся на всяко время духом, и в сие истое бдяще во всяком терпении» (Еф. 6, 18).

Святые отцы, разъясняя Священное Писание, поучают, как, например, святой Исаак Сирин: «Всякая молитва, в которой не нуждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева», а святой Лествичник сказал: «Тем, которые не приобрели ещё истинной и сердечной молитвы, помогает утомление в телесной молитве, при которой необходимо понуждение себя к сокрушению сердечному, происходящему от сознания бесчисленных согрешений своих, и всевозможное чаяние о пролитии слез, ибо ими только очищаются скверны души и насаж­даются добродетели».

Святогорский иеромонах Арсений (Минин)

Отрывок из книги
«О чём и как нужно молиться»