Статьи

Три Лица Божества

После великого праздника Пасхи верующие христиане празднуют сошествие Святого Духа — Пятидесятницу. Этот праздник также называют Троица, или Троицын день. Предшествует ему Троицкая родительская суббота, а на следующий день после него — День Святого Духа. Об этом празднике я попросила рассказать отца Бориса КУЛИКОВСКОГО, настоятеля Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Костине:

— Почему День Святой Троицы называют Пятидесятницей?

— Праздник Святой Троицы называется Пятидесятницею потому, что сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Этот праздник заключает в себе двойное торжество: прославление Пресвятой Троицы и особое поклонение Пресвятому Духу, сошедшему на апостолов в виде огненных языков и запечатлевшему Новый вечный Завет Бога с людьми.

Сошествие Святого Духа

— Но если в этот день сошёл Святой Дух, почему праздник называется Троица?

— Бог существует в трёх ипостасях, в трёх лицах Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Святой Дух сошёл на апостолов, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трёх Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты. Сошествие Святого Духа на учеников Христа знаменует день утверждения Церкви Христа. Церковь занимает локальную область в мире, поражённом грехом. Верующий человек живёт не исключительно в Церкви, но и в миру, где подвергается искушениям, грешит и неизбежно теряет полученную благодать. Но Дух Святой никогда не покидает Церкви. Возвращаясь в своё истинное Отечество, в таинстве покаяния грешник вновь обретает потерянное достоинство воина Христова за счёт всегда присутствующей в Церкви врачующей и очищающей благодати Духа.

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа» — «Троицу Единосущную, Животворящую и Нераздельную».

— Приходя в этот день в храм, христиане приносят с собой цветы и ветви берёзы для освящения на службе. Откуда пошёл этот обычай?

— Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная; так, вероятно, была украшена и Сионская горница в тот благословенный день. На этот обычай могло повлиять и явление Бога в виде трёх странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, где была куща (шатёр) патриарха. Новозаветная Церковь сохранила эту традицию, присвоив ей новое значение: теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.

— Накануне Троицы, в субботу, совершается заупокойное богослужение. Почему именно в этот день недели поминают усопших?

— Каждый день недели в Православной Церкви приурочен к особому поминовению Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя и прочих святых. Суббота же посвящена памяти всех святых, от века почивших. В субботу, означающую по-еврейски «покой», Церковь молится за всех перешедших от земли в загробный мир, как совершенных (святых), так и несовершенных, участь которых ещё окончательно не решена. Кроме ежедневных молитв, в году есть отдельные дни, преимущественно посвящённые молитвам за усопших. Это так называемые родительские дни, в числе которых и Троицкая вселенская родительская суббота.

МОЛИТВА СВЯТОМУ ДУХУ

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Перевод: Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякого блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха, и спаси, Благий, души наша.

Царю – Царь; Утешителю — Утешитель; Душе истины — Дух истины, Дух правды; Иже — Который; Сый — сущий, находящийся; вся исполняяй — все наполняющий; сокровище благих — сокровищница, вместилище всех благ, всякого добра; жизни Подателю — Податель жизни; прииди и вселися — приди и вселись; в ны — в нас; от всякия скверны – от всякой нечистоты, то есть от всяких грехов; Блаже – благой, добрый.

В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы.

сле посещения храма в родительские дни многие идут на кладбище. Как правильно себя вести на могилах усопших?

— Да, в такие дни существует традиция после обедни (Литургии) посещать кладбище, чтобы поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с дорогими усопшими. Но обычай оставлять на могилах различную снедь к православию никакого отношения не имеет. Это всё отголоски языческих тризн. В некоторых местах существует обычай в Радоницу приносить на кладбище и оставлять там крашеные яйца и конфеты, как бы символично христосуясь с усопшими. Этого не стоит делать, лучше, мысленно похристосуясь с почившим, самому скушать яйцо. Иначе эту пищу просто расклюют и съедят птицы и собаки, напачкав, вдобавок, на могиле. Большой грех на кладбище, где покоятся близкие, пить спиртное. Самое лучшее, что вы можете сделать для своих усопших близких, — это совершить молитву, хотя бы такую краткую: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

— Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним Богослужением в Троицын день. Расскажите, пожалуйста, о проявлениях Святого Духа в нашей повседневной жизни.

— По учению Спасителя, сама духовная жизнь невозможна без помощи свыше: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух» (Ин. 3, 5-6). Ещё Спаситель учил о Духе Святом, что Он наставляет христианина в истине, утешает в скорбях, утоляет его духовную жажду (См.: Ин. 16, 13-17; 4, 13-14). Апостол Павел все христианские добродетели именует «плодом Духа», говоря: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23). Часто внутренний духовный рост и совершенствование христианина происходят незаметно для него самого, как Господь объяснил в притче о невидимо растущем семени (Мк. 4, 26-29). О таинственном действии Святого Духа на душу человека Спаситель говорил: «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» (Ин. 3,8).

Кроме духовных дарований, необходимых каждому христианину в его личной жизни, Святой Дух ещё подаёт отдельным верующим особые дарования, которые нужны для блага Церкви и общества. Об этих особых дарованиях апостол Павел пишет так: «…каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом…иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 7-11). Хотя благодатная сила Духа Святого даётся верующему не по его заслугам, а по милости Божией в результате искупительных страданий Богочеловека, вместе с тем она возрастает в нём по мере его усердия в христианской жизни.

Принято утренние, вечерние и другие молитвы начинать обращением к Святому Духу словами «Царю Небесный…». В этой молитве мы просим Духа Святого обновить в нас Свою благодать. Эта молитва замечательна тем, что она теряется в Великую Субботу, накануне Воскресения Христова, и возвращается истосковавшемуся по ней роду христианскому именно в день Святой Троицы. На торжественном всенощном бдении эта молитва впервые звучит в храме после пятидесяти дней её утраты, причём поёт её с особым вдохновением весь народ.

Беседовала Светлана Носенкова,
Калининградская правда, №56 (17184 ), 26 мая 2007 года