Статьи

Неверный управитель

Однажды Господь рассказал Своим ученикам притчу о человеке, который был управляющим имением у некоторого богача. Не знаем, молод или стар был тот управляющий, какое получал жалование. Можем лишь предположить, что не нуждался, а хозяин не слишком ему досаждал. Почему? Во-первых, взаимоотношения у него с хозяином были, по всей видимости, хорошие, пользовался доверием. Ведь управлял же! Служил добросовестно, имение процветало, хотя и был под конец «оклеветан» (Лк, 16, 1).

изображения не найдены

Однажды Господь рассказал Своим ученикам притчу о человеке, который был управляющим имением у некоторого богача. Не знаем, молод или стар был тот управляющий, какое получал жалование. Можем лишь предположить, что не нуждался, а хозяин не слишком ему досаждал. Почему? Во-первых, взаимоотношения у него с хозяином были, по всей видимости, хорошие, пользовался доверием. Ведь управлял же! Служил добросовестно, имение процветало, хотя и был под конец «оклеветан» (Лк, 16, 1).

Во-вторых, о самом владельце имения сказал Господь очень кратко: «был богат», не скупился. И здесь мы можем тоже смело добавить, ничто нас не ограничивает: был очень богат, а может быть, — и несметно богат.

Нет в притче указания и о характере самого имения. Упомянуты лишь «масло» и «пшеница», что было понятно слушателям того времени. Хотя сегодня тут успешно могли бы быть уже и принтеры, и дилерские услуги.

Поэтому каждый на своем месте легко может себя вообразить таким управляющим — от домохозяйки до президента целой страны, смотря по тому, какой кому выпал талант «по его силе» (Мф. 25, 14). Главное здесь не перепутать, кто есть кто.

Мы приходим в земной мир, уже устроенный, упорядоченный (не будем торопиться с осуждением Творца, так ли Он устроил мир к нашему приходу или не так, нравится нам или не нравится). Мы приходим и заступаем на то поприще, какое нам уготовал Творец, Хозяин мира. Да, мы обычно заявляем при этом: мол, это мы сами себе выбираем — и поприще, и должность, и жалованье. По недоглядчивости своей так заявляем, не видя за всем этим промысел Творца. Но Творец по любви к нам и неизреченной снисходительности не слишком пеняет нам за такое заблуждение.

Это же относится и к результатам нашей деятельности в мире. Одни строят дворцы, другие их разрушают. И те, и другие при этом могут быть верующими. Больше того, Господь сказал ученикам: «Наступит время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16, 2).

Любопытно наше отношение к тому, чем, как нам кажется, мы владеем — к нашей собственности. «Это моё!» — заявляет ребёнок, едва научившийся ходить, или думает, не научившийся ещё говорить, но уже прижимая игрушку к груди. Можем не сомневаться, когда вырастет, — скажет: «Это моё!» — о далеко уже не игрушечной яхте, заводе и сотнях или тысячах гектарах земли.

Беда только, и нас это, конечно же, сильно смущает, что уходит из земной жизни человек, сколотивший имение в миллиарды долларов, ни с чем. Мы обычно стараемся поскорей отогнать от себя эту неприятную мысль. Однако не это ли лучшее доказательство того, что всё, чем мы «владеем» в земной жизни, — не наше, взято лишь во временное пользование, «напрокат», и возвращается в положенное время истинному Хозяину со следами нашей деятельности, неважно, созидательной или разрушительной!

Да, мы вправе (то есть сами себе позволяем) распоряжаться тем, чем завладели, что попало нам в руки, по своему усмотрению. Мы говорим: «Это моё». Можем оставить (и оставляем!) себе «на чёрный день», так никогда в земной жизни к нему не притронувшись. Но не это угодно Богу, истинному Владельцу всего, что кажется нам нашим достоянием. «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42), — вот чему учит Господь. Только такое движение материальных ценностей в мире (Божьего имущества!), предваряемое нашей духовной работой, работой души, любовью, — угодно Богу и ожидается Богом от каждого из нас!

«Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен… в темнице…, и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали это Мне» (Мф. 25, 35–40), — говорит Господь, раскрывая нам заранее картину Страшного Суда, что каждого из нас ждёт в вечности.

Вы сделали это Мне, повторяет Господь, и обрели тем самым вечных молитвенников, уже пребывающих и ожидающих вас в раю! Так придите же, «благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сотворения мира» (Мф. 25, 34).

Вот в чём, оказывается, смысл всей нашей земной жизни! Своей добротой, заботой, любовью к Богу (читай: к «одному из сих братьев Моих меньших»!) обрести себе «молитвенников», в положенное время готовых «впустить» нас «в вечные обители» (Лк. 16, 9)!

Что же касается «неверного управителя» из притчи (Лк. 16, 1–9), кто он?-то странным замиранием сердца мы вдруг совершаем «открытие»: неужели?.. неужели, это я сам?

Действительно: в течение всей своей земной жизни я владел (и всё ещё владею!) мне не принадлежащим имуществом (Божиим достоянием!); управлял (и всё ещё управляю!) этим имуществом по своему собственному усмотрению (не будем пока спешить с объективной — с Божеской точки зрения — оценкой, как управляю!), все добрые плоды присваивая лично себе, крохи уделяя ближним, ошибки же и злоупотребления приписывая кому угодно, только не себе. Кто же я тогда на самом деле, после всего моего неверного управления жизнью?!

Выбором — поступать «догадливо», «верно» или «неверно» в нашей земной юдоли обладаем только мы, богоподобные «сыны века сего», «неверные управители», в отличие от Ангелов, таких же богоподобных, но уже «сынов света в роде своём» (Лк. 16, 8), которым не надо ничего ни угадывать, ни выбирать. Они уже в Свете.

Вот почему на Небе радость бывает великая, когда мы, «неверные управители» в земных испытаниях, движимые любовью к Богу и ближнему, «угадываем», как поступить «верно», то есть как ждёт от нас Бог, при этом не нахваливая себя, но считая себя «рабами неключимыми» (Лк. 17, 10), «ничего не стоящими».

«Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16, 9)! — говорит Господь. — «Я даю вам не ваше, Своё богатство. Этим богатством, не принадлежащим вам, для вас «богатством неправедным», распоряжайтесь праведно. Раздавайте щедро, чтобы «левая рука твоя не знала, что делает правая» (Мф. 6, 3).

И «похвалит» тебя Господь, Своего «управителя неверного» за «догадливость».

И спасёшься!

Проповедь настоятеля храма
протоиерея Бориса Куликовского
10 ноября 2012 г.