Статьи

Андреевский скит

Память святого апостола Андрея Первозванного всегда с особой любовью чтили иноки Святой Горы Афон. Особенно его почитали русские святогорцы, посвятившие в честь первого Апос­тола Христова обитель на Афоне. Расположена она в самом центре Святой Горы, близ афонской столицы — Кареи.

Карта Афона - Андреевский скит-01Свято-Андреевский скит был создан в середине XIX века, но история его своими корнями уходит в глубокую древность. По преданию, на его месте с Х века располагалась уединённая отшельническая келлия, а позже и Ксистский монастырь, просуществовавший до XV века. Поз­же здесь действовала келлия, где в середине XVII столетия подвизался святитель Афанасий III, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец (похоронен в Мгарском монастыре на Украине, где впоследствии его нетленные мощи прославились многими чудотворениями).

Уже в 1766 году другой Константинопольский Патриарх Серафим II Анина, будучи на покое, приобрёл эту келлию и прилегающий к ней земельный участок. Его стараниями келлия была благоустроена и расширена, получив название «Серай» (тур. — дворец). Именно патриарх Серафим ввёл обязательное общецерковное празднование памяти апостола Андрея Первозванного 30 ноября / 13 декабря. На Афоне он поддерживал тесные отношения с преподобным Паисием Величковским, благословив его труды по возрождению традиций православного старчества.

На протяжении 100 лет келлия, переходившая из рук в руки, пришла в запустение. Однако в 1841 году её выкупили два русских монаха — Виссарион (Толмачёв) и Варсанофий (Вавилов). По благословению их духовного наставника и духовника всех русских святогорцев  старца Арсения в этой келлии они основали новую русскую общежительную обитель в честь святого апостола Андрея Первозванного, первопросветителя Руси.

В это время Русский Свято-Пантелеимонов монастырь пребывал ещё во владении греческих монахов, и русские иноки не имели на Афоне собственной обители. Свято-Ильинский скит преимущественно был населён украинцами. Поэтому часть российской братии по благословению старца Арсения неподалёку от административного центра Афона стала обустраивать ещё один скит, теперь уже непосредственно для российской братии.

За пять лет российское братство келлии выросло от нескольких монахов до 25. Встал вопрос о её расширении и преобразовании. Несмотря на все трудности через два года, в 1849 году, по благословению Патриарха Константинопольского Анфима, келлия была преобразована в общежительный скит, первым дикеем (настоятелем) которого и стал иеросхимонах Виссарион. С этого момента начинается стремительный рост обители, строительство братских корпусов и храмов. В начале ХХ века скит насчитывал уже более 800 человек русской братии.

Неоднократно поднимался вопрос о предоставлении русскому скиту статуса монастыря. Однако греки каждый раз блокировали этот вопрос.

По своим размерам Свято-Андреевский скит превышает многие самостоятельные греческие монастыри Афона. Особенно величествен его соборный храм, так непохожий своей архитектурой на греческие храмы. Построен он в русском стиле по проекту петербургского архитектора М. А. Шурупова. Колокольня собора, самая высокая на Святой Горе, в то время имела 25 колоколов. Один из них, весом 5 тонн, — дар великого князя Алексея Александровича.

Кроме собора, русский Андреевский скит имел 9 храмов и большие помещения, в которых размещались не только кельи, гостиница, трапезная, библиотека, хозяйственные помещения, но и различные мастерские, больница и даже аптека.

В 1865 году было решено построить большой шестиэтажный корпус с храмом в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение», прославившейся многочисленными чудесами. В 1882 году за стеною скита была построена двухэтажная церковь; верхняя освящена во имя святителя Николая, а нижняя — во имя трёх святителей. Храм этот был построен в память о бывшей Василь­евской келлии Русского Свято-Пантелеимонова монастыря.

В 1887 году рядом со скитом был построен двухэтажный корпус с церковью во имя Успения Божией Матери, а позже ещё и новый больничный корпус в северной части скита. В 1897 году были возведены ещё две церкви: святителя Иннокентия Иркутского и в честь Благовещения. Также были построены храмы во имя преподобного Михаила Клопского и великомученицы Варвары. Кроме того, были освящены храм великомученика Пантелеимона, а также Всех святых бессребреников и преподобного Серафима Саровского при помещении для болящих и бедных пустынножителей.

В скит, особенно в зимнее время, стекались за помощью в большом количестве пустынники, которым здесь оказывалась всесторонняя помощь.

Обитель имела свои подворья для паломников в Константинополе, Одессе, Санкт-Петербурге, Таганроге и Ростове-на-Дону. Имелся даже собственный пароход, доставлявший паломников из Одессы на Святую Гору.

Среди подвижников обители особого внимания заслуживает схимонах Иннокентий (Сибиряков) — потомственный миллионер-золотопромышленник, известный общественный деятель России и меценат. Весь свой капитал он употребил на поддержку отечественного образования, науки и культуры, строительство и содержание храмов и монастырей Русской Церкви и Афона, а также на оказание помощи обездоленным. Закончил свою жизнь он прос­тым афонским схимником.

Сильным ударом для обители была имяславская смута, от которой она так и не смогла окончательно оправиться.
После богоборческой революции 1917 года в России обитель постигли новые трудности. Прекратился приток новых иноков из Отечества, стали иссякать и материальные средства. Подворья и имущество в России были конфискованы советской властью, а многие их насельники были реп­рессированы и приняли мученический венец.

К бедственному положению Андреевского скита добавился ещё и страшный пожар в 1958 году, который не прекращался три дня и уничтожил большую часть обители. Пожар полностью уничтожил самую древнюю часть скита — Серай. Сгорели многие строения и храмы. В огне погибло около двадцати тысяч книг и рукописей. Полностью сгорели биб­лиотека и архив.

Последний русский игумен обители отец Михаил закончил свой жизненный путь в 1962 году. После него игумена больше не избирали, поскольку в скиту оставалось всего пять престарелых насельников. Когда в 1972 году скончался последний из них — отец Сампсон, история русского скита закончилась.

Около 20 лет некогда величественный и один из самых многочисленных скитов Афона стоял полностью заброшенным, начав разрушаться. Пос­кольку русских иноков больше не было, в него постепенно стали самовольно заселяться греческие монахи. В 1992 году скит официально стал греческой обителью.

Сегодня лишь русские купола и архитектура храмов молчаливо свидетельствуют о славном прошлом этой русской святогорской обители, посвящённой первопросветителю Руси святому апос­толу Андрею Первозванному.

Сергей Шумило, источник: afonit.info