Статьи

Благодатный огонь: только ли православным?

Благодатный огоньНа протяжении без малого двух тысяч лет православные христиане и представители других христианских деноминаций встречают свой величайший праздник — Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего (Воскресения) в Иерусалиме. В этой величайшей для христиан святыне находится Гроб, где был погребен, а затем воскрес Христос; святые места, где Спаситель был осужден и казнен за наших грехи.

изображения не найдены

На протяжении без малого двух тысяч лет православные христиане и представители других христианских деноминаций встречают свой величайший праздник — Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего (Воскресения) в Иерусалиме. В этой величайшей для христиан святыне находится Гроб, где был погребен, а затем воскрес Христос; святые места, где Спаситель был осужден и казнен за наших грехи.

Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом на Пасху, становятся свидетелями схождения Благодатного Огня.

Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: «Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом — исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако двема образы видел внутренняя — чувственно и душевно,« — читаем мы у церковного историка Григория Нисского. Евсевий Памфил повествует в своей «Церковной истории», что, когда однажды не хватило лампадного масла, Патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы.

Многие инославные, когда впервые слышат о Благодатном Огне, пытаются укорить православных: откуда Вы знаете, что он дарован именно Вам? А что, если бы его принимал представитель иной христианской конфессии? Однако попытки силой оспорить право получения Благодатного Огня со стороны представителей других деноменаций были и случались не единожды.

Лишь в течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточных христиан, большую же часть времени, как и сейчас, городом правили представители других, недружелюбно или вовсе враждебно относившихся к Православию учений.

В 1099 году Иерусалим был завоеван крестоносцами, римская церковь и местные градоночальники, почитая православных за вероотступников, смело принялись попирать их права. Из Храма Гроба Господня изгнали всех местных христиан, в том числе и православных, и допускали туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в Великую Субботу 1101 года не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане.

Cамый знаменательный случай произошел в 1579 году Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких христианских церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился православный Патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам православного, а не армянского первосвященника. «Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера — вера православных христиан». В это же время на анфиладах построек, прилегающих к храмовой площади, находились турецкие солдаты. Один из них, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее, воскликнул: «Единая вера православная, я — христианин» и спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров. Однако юноша не разбился — плиты под его ногами растопились, как восковые, запечатлев его следы. За принятие христианства мусульмане казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, столь явно свидетельствующие о торжестве Православия, однако им это не удалось, и приходящие в Храм до сих пор могут видеть их, как и рассеченную колонну у дверей храма.

Турецкое начальство поначалу даже хотело казнить армянского иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за православным Патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня. Обычай этот сохраняется до сих пор. Впрочем, это была не единственная попытка мусульман воспрепятствовать схожденияю Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX—X вв.): «…однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволокой, надеясь, что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же, когда огонь сошел, медь загорелась».

По материалам сайта www.holyfire.org