Статьи

Преображение Господне

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день Преображения Господня

Это день, который учит нас тому, что Бог, вечный и непостижимый, пребывающий там, где мы по своему физическому естеству находиться не можем, — всегда рядом с нами. Господь дал это видение Своей близости людям на горе Фавор. Не случайно преобразился Спаситель, явив ученикам Свою Божественную природу, указуя им в преддверии Своих страданий на то, что Он Сын Божий, — не случайно, но для того, чтобы они почувствовали близость к ним Самого Бога. И было это для того, чтобы в тот момент, когда Учитель их был вознесен на крест, посрамлен, поруган, когда в глазах всего иудейского народа была растоптана и уничижена Его миссия, — чтобы в тот момент позора и поражения в умершем, бессильном Человеке, в Его мертвом Теле они могли видеть таинственное и спасительное присутствие Бога в их жизни и в истории рода человеческого.

И еще сегодняшний день помогает нам понять нечто невероятно важное для современного человека, а именно: как много людей не могут поверить в Бога! Они не могут поверить, потому что все окружающее их о Боге не говорит. Взгляд современного человека обращен туда, где себя являет сила человеческая. Мы восторгаемся результатами человеческого разума, мы поражаемся достижениям технического прогресса. Все то, что поражает сегодня наш ум, связано с деятельностью человека, и люди перестают видеть Бога в окружающем их мире, потому что современная безбожная цивилизация закрывает перед человеком эту возможность — закрывает мнимой человеческой силой и мнимым человеческим господством.

На чем же основывается вера современных людей? Чаще всего — на чуде. Большинство людей в жизни своей сталкивались с чудом. Кто-то получил исцеление, кто-то спасение по молитвам — может быть, не столько своим, сколько родителей или близких. Кто то, всматриваясь в свой жизненный путь, видит руку Божию. На этом восприятии чуда, на этом осознании присутствия Бога в жизни и основывается наша вера. У каждого эта встреча с чудом — своя. Кому-то нужны видимые, зримые, потрясающие сознание знаки. Другому достаточно лишь повнимательнее посмотреть на мир Божий, на окружающий мир, на самого себя, чтобы увидеть Божие присутствие. И чем больше человеку нужно потрясающее воображение чудо, тем меньше этот человек готов к тому, чтобы в чуде увидеть Бога. Даже если родная мать воскреснет, не станет верующим тот человек, который считает, что в таком случае он поверит.

Но Бог не потрясает наше сознание чудесами, которые непреодолимой силой привлекали бы нас к Нему. Если бы Бог использовал такие чудеса, то Он лишил бы нас свободы самим выбирать между верой в Него и неверием. А Господь оставляет эту свободу человеку. И потому, для того чтобы поверить, нужно не ждать потрясающее сознание чудо, а нужно видеть Бога в окружающем мире.

Удивительные слова находим мы в Третьей книге Царств — ветхозаветное повествование о пророке Илии, о том, как предстал он пред очами грозного, жестокого и неправедного царя Ахава. Илия произнес слова, которые, наверное, ввергли в недоумение и царя, и всех, кто стоял: «Жив Господь Саваоф, ибо я предстою перед Ним», — сказал пророк (3 Цар. 17, 1). Должно быть, люди повернулись назад, посмотрели вправо и влево, думая: «Где Господь Саваоф? О чем говорит Илия? Кому он предстоит? Он предстоит пред очами грозного царя, и нет здесь Бога Саваофа!» Однако пророк знал, что говорил, потому что он видел Бога, — не физическим зрением, но он видел и чувствовал Бога всей своей природой. Как замечательно сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), «горячее и искреннее и постоянное памятование о Боге дает нам возможность видеть Бога». А святитель Димитрий Ростовский, размышляя над тем, что произошло с пророком Илией, говорил: «Он предстоял пред лицом царя, но умом своим, мыслью своею, сердцем своим видел Бога».

То, что произошло на горе Фавор, было Богоявлением апостолам. Им предстояла особая миссия, и они увидели прославленного Спасителя. Конечно, и того видения могло быть недостаточно для человека, неспособного видеть Бога, — кто-то мог сказать «привиделось, приснилось, галлюцинация, на солнце перегрелись» или еще нечто подобное. Но апостолы сознавали, что им была явлена Божественная природа их Спасителя.

Сегодня мы нуждаемся в укреплении нашей веры. Никакие прочитанные книги, никакое образование неспособны открыть человеку Бога — они лишь способны подготовить человека к этому открытию. Но если мы по слову святителя Игнатия (Брянчанинова) постоянно и горячо памятуем о Боге, если Бог становится центром нашей жизни, — тогда и совершается великое чудо Богоявления. И нам уже не нужно никаких громких чудес — мы будем видеть Бога в каждом шаге своей жизни, в каждом деянии. Более того, мы будем видеть присутствие Божие в истории, а значит, понимать знаки исторических событий. Мы не будем идти на поводу тех, кто в угоду собственным идеям и политическим целям по-своему трактует исторические события. Живя с Богом, мы будем прозревать духовный, сущностный, онтологический смысл истории, что даст нам великую силу, что убережет нас от соблазна идолопоклонства, от соблазна принять антихриста за Бога.

Может быть, современный человек нуждается в Богоявлении не меньше, чем апостолы на горе Фавор. Будем просить Господа в день Преображения, чтобы Он дал нам память о Нем. Не ту фрагментарную память, когда мы думаем о Боге, а потом забываем и живем так, будто Бога нет; но постоянное предстояние пред Ним, как того сподобился пламенный пророк Божий Илия, который, стоя на земле пред очами царя, видел Бога Саваофа, видел Бога, всемогущего Творца мира.

Опыт святых, пророков и апостолов — это не опыт небожителей, это опыт людей, с их грехами и проблемами. Но всякий грех и всякая человеческая неправда испепеляются благодатью Божией, которая даруется нам тогда, когда мы со смирением и в простоте сердца предстаем пред Богом, имеющим власть оставлять грехи.

И пусть праздник Преображения поможет нам, мои дорогие, понять, как мы, живущие в мятущемся XXI веке, способны не просто сохранить, но и укрепить веру, которая вводит нас в живое соприкосновение с Всемогущим Богом. Аминь.