Статьи

Старый Русик

Скит Старый, или Нагорный, Русик — вторая по времени основания (после скита Ксилургу) оби­тель русского иночества на Афоне. В 1169 году по просьбе братии русской монашеской общины во главе с игуменом Лаврентием ей был передан запустевший монастырь Фессалоникийца с храмом в честь святого великомученика Пантелеимона.

Карта Афона. Старый Русик

За несколько столетий истории обители её благотворителями были сербские цари, молдавские и валашские господари, русские самодержцы. В XVII веке братия переселилась ближе к морю, где и поныне находится Русский Пантелеимонов монастырь.

В начале XIX века начался период упадка Нагорного Русика, который продолжался вплоть до 1868 года, когда на его территории были построены храмы святого великомученика и целителя Пантелеимона и Почаевской иконы Божией Матери. Храмы и основные строения скита были обус­троены благодаря щедрым пожертвованиям из России во второй половине XIX века. В то время здесь проживали около 20 монахов, после смерти которых скит опять опустел.

Исторические события, связанные с первой мировой войной и революцией 1917 года, наложили тяжёлый отпечаток на судьбу всего русского монашества на Святом Афоне. Опустевший Старый Русик превратился в развалины.

В 2012-2016 годы в Старом Русике были проведены ремонтные и реставрационные работы: расписан Пантелеимоновский храм, отремонтирован братс­кий корпус, проложено новое русло реки, обустрое­на территория. Отреставрирована келья с храмом Почаевской иконы Божией Матери.

28 мая 2016 года Святейший Патриарх Мос­ковский и всея Руси Кирилл, совершавший паломничество на Святую Гору Афон, посетил скит Старый Русик и совершил освящение собора в честь святого великомученика Пантелеимона и Божественную литургию.

Патриарх Кирилл на Афоне

Святейший Патриарх Кирил совершает богослужение в храме великомученика Пантелеимона в Старом Русике. 28 мая 2016 г.

Впервые Святейший Патриарх Кирилл побывал в Старом Русике в начале 1970-х годов. «Я помню, что тогда было здесь, помню инока, который здесь жил, полуразрушенный братский корпус. Но в то время ещё всё-таки был некий порядок, можно было сказать, что здесь всё-таки теплится жизнь. В последующие десятилетия скит всё более приходил в упадок и возникла угроза, что «скит и наше великое наследие здесь, на Святой Горе, могут быть безвозвратно утрачены.

Очень рад был слышать, что здесь будет совершаться регулярно богослужение. Двери храма должны быть открыты, нужно говорить нашим паломникам о том, чтобы они непременно посещали этот скит, Старый Русик, место, с которого по сути начался Пантелеимонов монас­тырь.

С этим местом связано много важных, выдаю­щихся, исторических духовно значимых событий. Хорошо известно, что именно здесь был пострижен в монашество святитель Савва Сербский. Здесь игуменом Исайей был осуществлен перевод на славянский язык «Корпуса Ареопагитикум» с толкованиями Максима Исповедника. Игумену Исайе, который был хорошо знаком с киевским митрополитом всея Руси Киприаном, удалось этот славянский «Корпус Ареопагитикум» передать митрополиту Киприану, а уже через него эти уникальные тексты распространились по всей Руси.

Замечательная история наших обителей сопровождается особой заботой об этих местах народа нашего, государей, которые управляли нашей страной. Здесь нельзя не вспомнить великую славную историю нашей Церкви со всеми её взлётами и падениями, со скорбями и страданиями. Даже в то время, когда совсем было плохо на Руси, здесь активно существовала монашеская община. Я был очень тронут, совершая Литургию на антиминсе, подписанном владыкой Антонием (Храповицким), митрополитом Киевс­ким и Галицким, в 1920 году. Протянулась связь от сегодняшнего дня к тому дню, когда Предстоятель зарубежной части Русской Церкви совершил великое освящение этого храма.

По милости Божией, разделения, порождённые революцией и гражданской войной, теперь преодолены, и на церковном теле нет больше этой раны. И мы все вместе едиными усты и единым сердцем, вне зависимости от нашего гражданства, места проживания и политических взглядов, прославляем Гос­пода. Русская Церковь простирает свои объятия на многие страны и народы, не требуя для себя ничего, не получая от этого никакой материальной или политической выгоды. Она истощает себя по закону любви, потому что, когда ты отдаёшь другому, ты больше получаешь».

По словам Его Святейшества, это понимают люди, которые отдают сегодня свои силы и средства на восстановление храмов и монас­тырей. «Эти люди хорошо знают, что чем больше отдаёшь, тем больше тебе возвращается, и не обязательно материально, хотя нередко и материально, но возвращается пониманием смысла цели жизни, радостным биением серд­ца, сознанием того, что не напрасно проживаешь жизнь, сознанием того, что грехи свои повергаешь пред Прес­толом Божиим, принося эту жертву. А Гос­подь принимает искреннюю жертву и прощает грехи. Так и вся наша Русская Церковь несёт это своё жертвенное служение, ничего не требуя взамен, кроме любви и вернос­ти», — подчеркнул Предстоятель.

По материалам сайта patriarchia.ru