Статьи

«Явилась благодать Божия, спасительная для всех людей»

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла 18 и 19 января 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

День Крещения Господня, день Богоявления, имеет совершенно особое значение для понимания того, что есть спасение, принесенное Господом Иисусом Христом. По слову апостола Павла, в Иисусе Христе через Его воплощение «явилась миру полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). И зримым символом этого явления, переданным через Божественное Писание, стал день Крещения Господня в водах Иордана. Иоанн, крестивший Спасителя, увидел Духа Божия, сходящего на Крещаемого в виде голубя, и услышал глас, свидетельствующий, что Иисус есть Сын Божий возлюбленный, в Котором Божественное благоволение. Именно поэтому апостол Павел в послании к своему ученику Титу, отрывок из которого мы только что прослушали, говорит: «явилась благодать Божия, спасительная для всех людей» (см. Тит. 2:11).

Но есть и другое Божественное слово. В Евангелии от Иоанна мы находим свидетельство о том, что закон был дан через Моисея, а благодать и истина произошли через Иисуса Христа (см. Ин. 1:17). Миссия Господа Иисуса Христа, миссия спасения рода человеческого заключается в свидетельстве об истине и в явлении благодати. Давайте хорошо запомним это. Если кто-то спросит вас: «а в чем смысл пришествия Спасителя? что дал Господь Иисус роду человеческому?» — ответьте двумя словами: «благодать и истина». Именно благодать и истина определяют способность человека достигать жизненных целей, обретать жизнь вечную, и мы знаем, что без истины человек просто теряется на жизненных путях.

Трудность заключается еще и в том, что чаще всего мы руководствуемся человеческими представлениями об истине, а человеческая истина скоро проходит. Что осталось от истин, которые считались таковыми сто, двести, триста и больше лет назад? Абсолютное большинство человеческих истин либо изменились до неузнаваемости, либо вообще перестали считаться истинами. Когда-то за них люди были готовы отдать жизнь, утверждая, что только эти истины могут привести к счастью; а потом оказывалось, что вовсе и не могут… Но истина Божественная непререкаема. Истина, которую провозгласил Господь Иисус Христос две тысячи лет назад, существует в роде человеческом неизменно, и именно эта истина определяет путь, который способен привести человека к счастью, к благополучию, к спасению и жизни вечной.

Идя по этому пути, люди, наученные Спасителем, должны творить добрые дела. Но, как замечательно сказал Иоанн Златоуст, «даже напрягая все свои силы, мы неспособны всю жизнь совершать добрые дела». И это действительно так. В какой-то момент времени, движимые обстоятельствами, вдохновляемые чьим-то примером или угрызениями совести, мы совершаем доброе дело — одно, второе, третье; а потом как будто дух выходит, и сил нет делать добро. Некоторые делают добро напоказ, а на деле стремятся достичь собственных целей — политических, экономических, идеологических. Человек не может творить добро в течение всей жизни без благодати Божией. Благодать и истина произошли через Иисуса Христа. Именно в этом соединении одного с другим — вечная и неизменная сила Евангелия, потому что Господь принес в мир не только истину, но и благодать, и только благодать способна помогать человеку жить в соответствии с истиной.

Святой преподобный Макарий Египетский говорит: «как тело без души мертво и не может жить, так и душа не может жить без небесной души, благодати Духа, ибо будет мертва для Царствия Божия». Благодать, одухотворяющая душу, — это и есть сила, способная помочь человеку делать добро, творить истину и идти к Царствию Божиему. Если бы не была явлена благодать, то, наверное, все то, чему учил Спаситель, осталось бы в одном ряду с другими учениями, более или менее возвышенными, более или менее убедительными, которым был научен род человеческий на протяжении истории. Но Господь соединил слово истины с явлением благодати. Она была дана роду человеческому через Его жизнь, страдание, смерть и Воскресение, потому что Господь Иисус — не просто проповедник истины, не просто пророк, не просто святой, но Сын Божий, вошедший в плоть и кровь человеческой жизни, и через Него, через истинного Бога, воплотившегося от Пресвятой Девы Марии, дана нам частица Божественной жизни, к которой мы можем прикоснуться, которую мы можем принять в себя через Таинство святого Причащения, через окропление себя святой водой, через жизнь в Церкви.

Вот почему непоколебима Церковь, вот почему врата ада не одолеют ее, вот почему, несмотря на самые тяжкие обстоятельства, через которые Церковь проходила, она сохранилась и будет сохранена до второго и страшного пришествия. Не только потому, что истина, которую она провозглашает, будучи научена Самим Спасителем, жизненно необходима для людей, но и потому, что в Церкви хранится и передается частица Божественной жизни, Божественная благодать. И особенно мы чувствуем пришествие благодати в день Крещения, когда совершается освящение воды, когда мы прикасаемся к этой освященной, наполненной Божественной благодатью воде, когда мы вкушаем ее вместе со святой Евхаристией, — тогда мы и обретаем великую помощь Божию.

Благодать Божия, соприкасаясь с водным естеством, преобразует физическую природу. Вода остается водой, сохраняется ее химическая формула, все ее физические свойства, но она наполняется Божественной благодатью. Мы знаем, что вода эта обретает чудодейственную силу. Как мы только что слышали в молитве пред освящением воды, эта сила помогает людям преодолевать болезни, страсти, страдания, помогает изменять окружающий нас мир. Именно поэтому мы окропляем себя святой водой, окропляем свои жилища и, как было всегда на Руси, окропляем землю, которая питала людей, домашний скот, ближних и дальних. Благодать Божия, явленная нам через пришествие в мир Спасителя, так ясно отобразилась в этом даре святой воды.

Многие спрашивают: а чем отличается жизнь до пришествия в мир Спасителя от того, что стало после Его пришествия? И ответ такой: даром Божественной благодати. Мы не одни в этом мире — перед нами открыта дверь в вечность, дверь в Царствие Божие, нам дана возможность прикоснуться к Божественной силе, и благодать, нисходя на людей, преображает их жизнь.

Ничем другим невозможно объяснить, каким образом сохранилась Церковь Божия, проходя две тысячи лет подряд через огромные испытания. Ни одна общест­венная организация, ни одно государство, ни одна светская институция за эти две тысячи лет не сохранились, все они были перемолоты историческим процессом. А ведь у них были власть, сила, деньги, господство над миром, как-то было в Римской империи, — однако ничего не сохранилось. Даже памятников мало, потому что многие из них остались под двухтысячелетним историческим слоем. А мы с вами встречаемся вокруг престола Господня, как ученики вокруг стола Тайной вечери. Как первые христиане, скрывавшиеся от гонений в катакомбах, как впоследствии Церковь, обретшая свободу, в дивных по красоте древних храмах Рима и Византии, так и мы собираемся сегодня, в XXI веке, как наши предки две тысячи лет назад. Это ли не свидетельство силы благодати Божией, Божественного присутствия в человеческой истории?

Когда мы почерпаем святую воду, мы должны помнить, что почерпаем великую святыню, прикасаемся к иному миробытию, к иной, Божественной реальности. Вот почему мы должны с благоговением почерпать святую воду. Иногда люди спешат взять воду и пойти по своим делам, иногда хотят подойти раньше своего соседа. Что греха таить, мы часто почерпаем святую воду неблагоговейно, громко разговаривая, а иногда даже вступая в конфликты — по человеческой слабости, по некоему недомыслию, по непониманию того, что означает для нас почерпнуть святую воду.

Я всех сегодня призываю к мирному духу, к состоянию покоя, радости, потому что нам через Божественную благодать открываются врата вечности, указывающие путь к Царствию Небесному. И пусть святая вода, почерпнутая в храмах Божиих, на водоемах, там, где совершается ее освящение, будет действительно даром Святого Духа, водой, текущей в жизнь вечную.

Сегодня по уставу Церкви после Божественной литургии мы совершим великое водоосвящение как символ и знак присутствия Божественной благодати в роде человеческом, той благодати, что дана нам Господом и Спасителем, той благодати, что хранится в Церкви для спасения мира. Аминь.