Юбилей

Кто победил в Великой Отечественной войне?

Командир 5-й Ленинградской партизанской бригады К.Д.Карицкий вручает медаль «Партизану Великой Отечественной войны» настоятелю храма села Хохловы Горки Псковской епархии священнику Феодору Пузанову. Март 1944 года.Сравнительно недавно в СМИ прозвучала мысль о победе Советского Союза над фашистской Германией, схожая с высказанной персонажем Достоев­ского, Смердяковым, который говорил о войне с Наполеоном: «…было на Россию великое нашествие, и хорошо, кабы нас покорили… Умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки-с». И сейчас глумливо считается, что «весьма глупая» нация победила «умную». Можно твердо утверждать, что если бы этого не произошло, то, действительно, «совсем даже были бы другие порядки», а именно наступил бы «новый мировой порядок», при котором нашему народу не было бы места на земле.

изображения не найдены

Сравнительно недавно в СМИ прозвучала мысль о победе Советского Союза над фашистской Германией, схожая с высказанной персонажем Достоев­ского, Смердяковым, который говорил о войне с Наполеоном: «…было на Россию великое нашествие, и хорошо, кабы нас покорили… Умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки-с». И сейчас глумливо считается, что «весьма глупая» нация победила «умную». Можно твердо утверждать, что если бы этого не произошло, то, действительно, «совсем даже были бы другие порядки», а именно наступил бы «новый мировой порядок», при котором нашему народу не было бы места на земле. По замыслу Гитлера и его сообщников он подлежал уничтожению.

Нельзя не учитывать, что фашистская Германия, с которой русскому народу пришлось вести смертельную схватку, была исключительно сильным и беспощадным врагом. Но «разве есть на свете такие огни и муки и сила такая, которая могла бы пересилить русскую силу?» (Гоголь. Тарас Бульба)

Так что же это за Сила, которую никакая сила пересилить не может? Она носит характер мистический, таинственный, поэтому ответ нужно искать в духовной сфере.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий в одной из своих проповедей говорил о Камне веры: «Но тот, кто упадет на этот Камень, разобьется; и на кого упадет он, того раздавит. Многие, многие спотыкались и падали, и разбивались тяжко, и ушибались об этот Камень Краеугольный… Каждый, кто творит дела беззакония, кто извергает хулу из уст своих, кто малодушно отказывается исповедать перед людьми Господа нашего Иисуса Христа, падет на Камень Краеугольный и разбивается о него. И рушится дело жизни его, основанное не на этом Камне Краеугольном, а на стремлении к благоденствию земному.

На кого же падет Камень, на кого обрушивается всесожигающий, истребляющий гнев Божий? На тех, кто в делах диавольских дошел до предела, на тех, кого назвать можно слугами антихриста. И видим мы, как этот страшный камень истребляющего гнева Божия уже готов обрушиться на слугу дьявола — Гитлера и на народ, отвергший любовь Христову, сделавший знаменем своим смерть и разрушение; на народ, издевающийся над нашими святынями, разрушивший дивные храмы Божии и осквернивший тысячи и тысячи храмов наших. На этот народ уже готов упасть этот камень, и раздавит он его и сотрет его, как стирается глава змея. Скоро увидим и услышим мы этот праведный суд Божий». (20 сентября 1944 г.).

Интересно отметить, что глубокий ответ прозвучал в творчестве талантливого советского поэта Константина Симонова. Талант — это дар Божий, и как таковой он позволяет его обладателю проникать в духовную суть вещей. В стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Симонов пишет:

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.

изображения не найдены

Ни классовая борьба, ни ненависть не могут сплотить людей. Преодолеть ненавистную рознь мира сего может только святость. В годы между событиями 1917 года и Великой Отечественной войной пролег крестный путь Русской Православной Церкви и русского православного народа. В этот трагический период для Церкви многие тысячи, сотни тысяч верующих людей своей жизнью и смертью засвидетельствовали верность Христу и Его Святой Церкви и увенчались венцами мученическими. Благодаря подвигу принявших на себя натиск сатанинской злобы богоборческой власти, ценою их страданий и крови, жизни и смерти одержавших нравственную победу в неравной борьбе, русский народ вновь обрел себя, ощутил свое духовное и национальное единство. То, что в результате революции было опорочено, осмеяно, поругано, вновь обрело свой смысл и значение. Потому и встала «страна огромная», как один человек, на «священную войну», что «прадеды», победители в борьбе за веру и правду, вымолили у Господа верящим и неверящим в Бога «внукам своим» силу и стойкость победить в Великой Отечественной войне.

«Известно, какова в Русской земле война, поднятая за веру: нет силы сильнее веры. Непреоборима и грозна она, как нерукотворная скала среди бурного, вечно изменчивого моря. Из самой середины морского дна возносит она к небесам непроломные свои стены, вся созданная из одного цельного сплошного камня. Отвсюду видна она и глядит прямо в очи мимо бегущим волнам. И горе кораблю, который нанесется на нее! В щепы летят бессильные его снасти, тонет и ломится в прах все, что ни есть на них, и жалким криком погибающих оглашается пораженный воздух». (Гоголь. Тарас Бульба)

Великая Отечественная война — это не борьба идеологий или социальных строев, а борьба за веру и правду. Вклад Церкви огромен, он не поддается количественной оценке и не может быть выражен в материальном эквиваленте. Удивительное самоотвержение, великодушие, беспримерный подвиг, который явил наш народ в период Великой Отечественной войны, и есть вклад Русской Православной Церкви в Победу над богоборческой, чудовищной по своей жестокости силой германского фашизма.

Протоиерей Александр Ильяшенко.
Сайт «Православие и мир».
Печатается в сокращении.