Статьи

Преподобный Силуан Афонский о молитве

Преподобный Силуан Афонский (Семён Иванович Антонов) родился в 1866 году в селе Шовс­ком Лебединского уезда Тамбовской губернии. В 19 лет решил поступить в Киево-Печерскую Лавру, но отец настоял, чтобы он сначала поступил на военную службу, которую он проходил в Санкт-Петербурге в саперном батальоне.

По окончании военной службы Семён пробыл дома одну неделю и осенью 1892 года прибыл в русский Пантелеимонов монастырь на Афоне.

Первым послушанием брата Симеона стала работа на мельнице. Скоро он получил от Пре­святой Богородицы великий и редкий дар: его молитва стала «самодвижной».

В 1886 году был пострижен в мантию с именем Силуан, а 1911 году в схиму и нёс послушание монастырского эконома.

В глубине сердца, обучаясь «умному трезвению» — борьбе с помыслами, нёс подвиг отсечения своей воли и предания себя на волю Божию. Он спал сидя, один-два часа в сутки урывками по 15–20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве.

Однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, монаха Силуана охватило болезненное томление: столько лет предельных для человека усилий, и ещё скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своём: «Гос­поди, что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом, чтобы смирилась моя душа?» И был ему от Бога ответ в сердце: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся».

Старец Силуан отошёл ко Господу 24 сентяб­ря 1938 года. После преставления старца известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от его честной главы, которая хранится в Пантелеимоновом монастыре.

Преподобный Силуан прославлен Константинопольской Церковью в 1987 году. В месяцеслов Русской Православной Церк­ви его имя внесено в 1992 году. Память празднуется 11 (24) сентября (преставление) и во второе воскресенье по Пятидесятнице (Собор всех Святых, на Горе Афонской просиявших).

В 1952 году архимандрит Софроний (Сахаров) — ученик преподобного Силуана — опуб­ликовал записки старца. Монашествующие называют их Новым Добротолюбием.

* * *

Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться не будешь, а без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо чрез молитву приходит благодать Святого Духа. Молитвою хранится человек от греха, ибо молящийся ум занят Богом и во смирении духа стоит пред лицем Господа, Которого знает душа молящегося.

Но, конечно, новоначальному нужен руководитель, потому что до благодати Святого Духа душа имеет великую брань с врагами, и не может разобраться она, если враг принесёт ей свою сладость. Понять это может только опытом вкусивший благодати Святого Духа. Кто вкусил Святого Духа, тот по вкусу распознает благодать.

Кто без руководителя хочет заниматься молитвой, и в гордости подумает, что он может по книгам научиться, и не будет ходить к старцу, тот уже наполовину в прелести. Смиренному же поможет Гос­подь, и если нет опытного наставника, и он будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь.

Помышляй, что в духовнике живёт Святый Дух, и он тебе скажет, что должно. Но если ты подумаешь, что духовник живёт нерадиво, и как может в нём жить Святый Дух, то за такую мысль ты сильно пострадаешь, и Гос­подь смирит тебя, и ты непременно падёшь в прелесть.

Молитва даётся молящемуся, как сказано в Писании; но молитва только по привычке, без сокрушения сердца о грехах — не угодна Господу. Прерву на время слово о молитве.

Скучает душа моя о Господе, и желанно ищу Его, и ни о чём другом не терпит душа моя помышлять.
Скучает душа моя о живом Господе, и рвётся дух мой к Нему, как Отцу Небесному и родному. Сроднил нас Господь Духом Святым. Мил серд­цу Господь — наша радость и веселие, и крепкое упование.

Благий Господи, взыщи милостиво создание Своё и покажи Себя людям Духом Святым, как Ты показываешь Себя рабам Твоим.

Обрадуй, Господи, пришествием Духа Твоего Святого всякую скорбящую душу. Дай, Гос­поди, чтобы все люди, молящиеся Тебе, познали Духа Святого.

О, все люди, смирим себя ради Господа и ради Царствия Небесного. Смирим себя, и даст нам Гос­подь познать силу Иисусовой молитвы. Смирим себя, и Сам Дух Божий будет учить душу.

О, человече, учись Христову смирению, и даст тебе Господь вкусить сладости молитвы. И если ты хочешь чисто молиться, то будь смирен, воздержан, чисто исповедуйся, и возлюбит тебя молитва. Будь послушлив, с благою совестью подчиняйся властям, и будь доволен всем, и тогда ум твой очис­тится от суетных помыслов. Помни, что тебя видит Господь, и будь в страхе, как бы не оскорбить чем-либо брата; не осуди его и не опечаль его хотя бы видом, и Дух Святый возлюбит тебя, и Сам во всём будет тебе помогать.

Дух Святый очень похож на мать милую, родную. Мать любит дитя своё и жалеет его, так и Дух Святый — жалеет нас, прощает, исцеляет, и вразумляет, и радует, и познаётся Дух Святый во смиренной молитве.

Кто любит врагов, тот скоро познает Гос­пода Духом Святым, а кто не любит, о том не хочу и писать. Но жалко его, ибо он мучает себя и других, и Господа не познает он.

* * *

Любящая Господа душа не может не молиться, ибо она влечётся к Нему благодатью, которую познала в молитве.

Для молитвы нам даны храмы; в храмах служба совершается по книгам; но и храма с собой не возьмёшь, и книги не всегда имеешь, а внутренняя молитва всегда и везде с тобою. В храмах совершаются божественные службы, и Дух Божий живёт, но душа — лучший храм Божий, и кто молится в душе, для того весь мир стал храмом; но это не для всех.

Многие молятся устно, и любят молиться по книгам; и это хорошо, и Господь принимает молитву и милует их. Но если кто молится Господу, а думает о другом, то такой молитвы не послушает Господь.

Кто молится по привычке, у того нет перемены в молитве, а кто усердно молится, у того много перемен в молитве: бывает борьба с врагом, борьба с самим собою, со страс­тями, борьба с людьми, и во всём надо быть мужественным.

Испрашивай совета опытных, если найдёшь, и смиренно проси Господа, и даст тебе Господь ра­зум за смирение.

Если молитва наша угодна Господу, то Дух Божий свидетельствует в душе; Он приятный и тихий; а раньше я не знал, принял ли Господь молитву или нет, и по чему можно узнать об этом.

Горе и опасности многих научили молиться.

Зашёл ко мне в магазин один военный человек; он направлялся в Солунь. Душа моя полюбила его, и я говорю ему: «Молись Господу, чтобы меньше было скорбей».

А он говорит: «Я молиться умею. Я научился на войне, когда бывал в сражениях. Я сильно просил Господа, чтобы оставил меня в живых. Пули сыпались, снаряды рвались, и мало кто оставался в живых, а я бывал в сражениях много раз, и Господь меня сохранил». При этом он показал, как молился, и по движению тела его было видно, как весь он погружался в Бога.

Многие любят читать хорошие книги, и это хорошо, но лучше всего молиться, а кто читает плохие книги или газеты, тот наказуется голодом души; душа его голодная, потому что пища души и наслаждение её — в Боге. В Боге и жизнь её, и радость, и веселие, и Господь неизреченно нас любит, и любовь эта познана Духом Святым.

Если ум твой хочет молиться в сердце и не может, то читай молитву устами и держи ум в словах молитвы, как говорит «Лествица». Со временем Гос­подь даст тебе сердечную молитву без помыслов, и будешь легко молиться. Некоторые повредили себе сердце, потому что усиливались умом творить молитву в сердце, и дошли до того, что потом и устами не могли её произносить. Но знай порядок духовной жизни: дары даются простой, смиренной послушливой душе. Кто послушлив и во всём воздержен: в пище, в слове, в движениях, тому Сам Господь даёт молитву, и она легко совершается в сердце.

Непрестанная молитва приходит от любви, а теряется за осуждение, за празднословие и невоздержание. Кто любит Бога, тот может помышлять о Нём день и ночь, потому что любить Бога никакие дела не мешают. Апостолы любили Господа, и мир им не мешал, хотя они помнили мир, и молились за него, и проповедовали. А вот Арсению Великому было сказано: «бегай людей», но Дух Божий и в пустыне учит нас молиться за людей и за весь мир.

В этом мире каждый имеет своё послушание: кто — царь, кто — патриарх, кто — повар или кузнец, или учитель, но Господь всех любит, и большая награда будет тому, кто больше любит Бога. Господь дал нам заповедь — любить Бога всем сердцем, всем умом, всею душою. А без молитвы как можно любить? Поэтому ум и сердце человека всегда должны быть свободными для молитвы.

Кого любишь, о том хочется мыслить, о том хочется говорить, с тем хочется быть. А Господа любит душа, как Отца и Создателя, и предстоит Ему в страхе и любви: в страхе, потому что Гос­подь; в любви, потому что знает душа Его, как Отца; Он зело милос­тив и благодать Его сладка паче всего.

И я познал, что молиться легко, потому что помогает благодать Божия. Господь милостиво нас любит и даёт нам молитвою беседовать с Ним, и каяться, и благодарить.

Нет сил описать, как много нас любит Гос­подь; Духом Святым познаётся сия любовь, и душа молящегося знает Духа Святого.

* * *

Некоторые говорят, что от молитвы приходит прелесть. Это ошибка. Прелесть приходит от самочиния, а не от молитвы. Все святые много молились и других призывают к молитве.

Молитва есть лучшее дело для души. Молитвою приходят к Богу; молитвою испрашивается смирение, терпение и всякое благо. Кто говорит против молитвы, тот, очевидно, никогда не вкушал, как благ Господь и как много Он нас любит. От Бога зла не бывает. Все святые непрестанно молились; они и одной секунды не оставались без молитвы.

Душа, теряя смирение, теряет вместе с нею благодать и любовь к Богу, и тогда угасает пламенная молитва; но когда душа успокоится от страстей и стяжает смирение, тогда Господь даёт ей Свою благодать, и молится тогда она за врагов, как за саму себя, и за весь мир молится с горячими слезами.