Статьи

Будьте совершенны

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), сказал Господь. То есть будьте святы, как и Сам Бог. Вот такую планку нам задал, ни больше, ни меньше. Потому что совершенство и святость — это синонимы. Однако, с другой стороны, Господь сказал, что нет человека, который бы жил и не согрешал. Как же соединить одно с другим?

А соединяется это следующим образом. Господь нам дал таланты разума, делания и ещё два самых главных таланта — ВЕРЫ и ЛЮБВИ. Потому что ВЕРА и ЛЮБОВЬ — это драгоценнейшие плоды Святого Духа. Прочие плоды мы должны стяжать в земной жизни, чтобы ими тоже питаться, так скажем, всю вечную жизнь. Такие плоды, как милосердие, радость, кротость, смирение, терпение, могут быть достигнуты и аскетичес­кими действиями, и наблюдением за собой, и соблюдением каких-то правил общежития. А вот талант ВЕРЫ и ЛЮБВИ даёт Господь. Но даёт не одинаково, не поровну всем. Это по поверхностному рассуждению кажется хорошо, чтобы всё всем было поровну, ходили в одинаковой униформе, все на один манер, чтобы все получали ровно столько, сколько предписано каждому для жизни. А Господь смотрит в душу человека и даёт каждому по силе его. То есть сколько человек может понести. Веру и любовь Господь даёт, чтобы человек и трудился по своей вере и любви.

Но мы на это не обращаем внимания. Нам понятны лишь наши желания. Да, мы трудимся. Но не сопоставляем свои желания и усилия с тем, что ждёт от нас Бог. Как, например, мы взаимодействуем с нашими близкими? Неужели каждый раз спрашиваем папу, маму, брата, сестру: «Ты не возражаешь, чтобы я тебя поцеловал? Или угостил из того, что у меня есть вкусненького?» Наверно, странно будет выглядеть такой вопрос. Разумеется, ничего мы подобного не спрашиваем. Мы смело действуем по своей вере и любви. То есть талантливо! И никогда не ошибёмся, если действуем искренне. Обратим внимание, только действуя искренне и талантливо, мы выполняем ожидаемое Богом. Именно этого действия каждый момент Бог и ожидает от нас.

Потому что Бог и Сам действует точно так же. По вере и любви к нам. Бог любит и верит в нас, несмотря ни на какие наши согрешения. Верит, что наступит время, непременно наступит, в земной ещё нашей жизни, мы всё осознаем, что совершили опрометчиво, сгоряча, или пусть даже злонамеренно, но теперь, всё осознав, покаемся. И спасёмся!

Именно этого Бог и ждёт от нас.

Возникает вопрос: а подлинно ли так, вдруг ошибёмся?

Никогда! На помощь нам всегда приходит любовь. Наша любовь к тому, к кому мы сейчас приблизились со своим действием. И гарантом безошибочности нашего действия является Любовь. Сам Бог неотступно присутствует там, где мы действуем по любви.

Господь нас всех призвал стать святыми. С этой единственной целью Он и вызвал нас из небытия в земную жизнь, и сказал: «Будьте совершенны!» А мы по сторонам оглядываемся: «Кому это Он сказал? Кто вообще может достичь такой высоты?» Потому что не видим святых. Раньше, да, были. Теперь они все в святцах. А из живых — где они?

Мы смущены: никто, по нашему мнению, не удовлетворяет мере совершенства: этот не так молится, этот не так крестится, а этот вообще ведёт себя непотребно! Но Господь нам дал планку святости не для того, чтобы мы по грехам осуж­дали наших ближних. Или состязались, как бы собственными грехами нам их не превзойти. Да чтобы потом ещё радовались, что, как нам кажется, не превзошли. Нет. Бог ждёт, чтобы мы, видя согрешения ближних наших, увидели путь своего собственного исправления. И не говорили: «Это грехи ближнего». Господь ненавязчиво показывает нам: «Вот это тебе надо самому исправить. Посмотри, этим ты сейчас согрешаешь. И грех, который ты только что подглядел у ближнего, в тебе тоже сидит. Задумайся, как от него избавиться».

Если так человек начнёт рассуждать, то есть надежда, что он на верном пути к совершенству.

Господь дал нам земную жизнь на подготовку души к жизни вечной. Он не берёт нас туда сразу, какие мы есть. Мы пока ещё не готовы встать рядом с совершенными. Мы там задохнёмся собственными грехами. Не сможем выдержать их святости. Поэтому, нам дана земная жизнь освободиться от всего лишнего, чтобы душа там распрямилась, облегчённо сказала: «Вот к чему я стремилась всю земную жизнь! Слава Богу, не ближних я муштровала и досматривала, как они согрешают и неправедно живут. Но я изучала недостатки, которые видела кое у кого, и в самой себе пыталась их исправить».

Действительно, как человек может очис­тить своё платье или костюм, если не видит себя сзади? Надо подойти к зеркалу, чтобы каждую пылинку рассмотреть. Так и Господь окружил нас ближними, точно зеркалами, чтобы мы в их поступках разглядели нечистоту собственной души.

Вот ведь как премудро Господь устроил нашу жизнь. Никакого насилия! Полностью предоставил нас нашему собственному разуму. Много, конечно, ответственности на тех, кто нас воспитывал. Как нас воспитали, такие мы и есть. Но странно, когда двадцати-, тридцатилетние и старше вдруг обиженно заявляют: «А нас этому в школе не учили, и в институте не преподавали!» Потому мы такими и остались, ненаученными, невоспитанными. Но Бог премудро окружил нас ближними! «Смотри сам теперь, человек: плохое отвергай, хорошему подражай!» Так, кстати, делали все святые, что жили до нас. И спаслись.

Господь наделил нас талантами веры и любви. Чтобы мы и сами исправлялись, и ближним подавали пример. Мы верим в наших дорогих ближних, что они непременно, глядя на нас, тоже исправятся!

Ни в коем случае нельзя сомневаться в милосердии Божием! Что какие-то грехи, если покаемся, Бог не простит. Помним, как Он помиловал расслабленного, которого четверо друзей принесли к Нему на носилках. Тот и слова даже не мог вымолвить, до такой степени был слаб. Бог увидел любовь этих четырёх и по их любви, по их вере исцелил больного товарища.

Всё, что совершается в жизни по нашей вере и любви, это — чудо. Это только кажется, будто действует само по себе, например, лекарство, или опытный хирург делает уникальную операцию. Это всё — лишь видимый слой. И мы по маловерию думаем: это — лекарство! И — точка. Человек же поприглядчивей скажет: да, лекарство помогло, это факт. Но то, что оно помогло, сделал Бог.

В земной жизни подлинную цену имеет лишь то, что совершается по вере и любви, то есть там, где чудо. Там, где творит Любовь в содружестве с человеком.

Сегодня великий двунадесятый праздник — Преображение Господне. Из любви к Своим унывающим ученикам Господь взошёл на Фаворскую гору и преобразился. Ученики пали духом, когда Он открыл им, что Его должны убить, а Он — воскреснуть. Про Его будущее Воскресение они ничего не поняли, а вот что убить должны, — это повергло их в уныние.

Для поднятия их духа Господь преобразился. Показал, что Он — Бог, Творец и Хозяин жизни. Он любит Своё творение и верит, что не напрасно сотворил эту жизнь. Он до сих пор её планирует и направляет, ожидая нашего собственного преоб­ражения и спасения. Поэтому нам никак нельзя не только унывать, но просто нет повода для уныния. Мы должны твёрдо верить, благодарить и радоваться, что всё идёт в жизни строго по плану. Божьему плану.

Конечно, мы в своей жизни тоже планируем: что купить, куда пойти учиться, где отдохнуть. Это нужные житейские планы и размышления. Но надо постоянно как бы «настраиваться» на волну Неба, то есть учиться созерцать: а чего ждёт от нас Бог?

В ответ на такое размышление, если оно молитвенное, пронизано любовью и верой, Господь в награду непременно откроет нам единственно правильный шаг к спасению.

Настоятель храма протоиерей Борис Куликовский