Статьи

Дом святых праведных Иоакима и Анны — место Рождества Пресвятой Богородицы

Святые праведные Иоаким и Анна жили в Назарете Галилейском. Достигнув глубокой старости, они не имели детей и терпели за это горькое поношение от людей, так как дети считались Божиим благословением, а бездетных супругов люди почитали грешниками. Однажды во время праздника первосвященник Иерусалимского Храма отказался принять дары от Иоакима, считая его лишенным Божиего благословения. Глубоко опечаленный, Иоаким ушёл в пустыню, где постился и молился 40 дней. Святая Анна считала себя виновницей несчастья, и, слёзно моля Гос­пода о даровании младенца, обе­щала посвятить дитя Богу.

После этого обета Иоаким и Анна поселились в Иерусалиме, и вскоре у них родилась дочь, которой они дали имя Мария. До трёхлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Гос­подень, где воспитывалась до совершеннолетия.

Дом, где жили праведные Иоаким и Анна и где появилась на свет Пресвятая Дева, находился к северу от Иерусалимского Храма. Игумен Даниил пишет в своих записках: «Здесь находится небольшая каменная пещера, внизу под алтарём в этой пещере родилась Богородица, здесь же хранится гроб Иоакима и Анны».

Сейчас на этом месте очень близко расположены два храма: католический собор святой Анны и греческая церковь Иоакима и Анны, которая находится на территории Мусульманского квартала Старого города. Под храмами находятся пещеры, но местом Рождества Пресвятой Богородицы считается пещера под греческой церковью.

Предполагают, что здесь прошли первые детские годы Пресвятой Девы Марии. На протяжении столетий люди приносят свежие цветы на полку в виде углубления в скале, где, по Преданию, стояла колыбелька маленькой Девы Марии. Здесь же сделала Мария свои первые шаги.

Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Гос­поду семидесяти девяти лет. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв.